Виды патологических форм поведения
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Виды патологических форм поведения

Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения

Зарубежные психиатры при выделении определенных форм поведения не ставят вопрос об их разделении на патологические и непатологические формы. Однако в детском и подростковом возрасте нередко встречаются стойкие нарушения поведения, связанные с болезненной психикой, в виде психопатоподобного синдрома или состояния, которые требуют диагностики и лечения у детских психиатров.

Подобные состояния наблюдаются у детей с остаточной патологией центральной нервной системы; при соматических, хронически протекающих заболеваниях; при олигофрениях, микросоциальной запущенности, при шизофрении, эпилепсии.

Психатоподобный синдром может быть признаком шизофрении, особенно в подростковом возрасте. Его описывают как «карикатурный пубертат», он чаще встречается у мальчиков. На первый план выступают расстройства поведения, связанные с извращением влечений и инстинктов. Характерны проявления жестокости, злобности, наклонности к садистким действиям, тяга к примитивным удовольствиям, побеги из дома. Нарастает замкнутость, теряются прежние приятели, а новые не заводятся. Наблюдается эмоциональное снижение личности, холодность [8, C.82].

Психоподобные синдромы могут осложнять клиническую картину олигофрений. В клинической картине, наряду со снижением познаватнльной деятельности, отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: повышенная раздражительность, немотивированная возбудимость со злобно-агрессивным настроением, отсутствие возможности и побуждений к целенаправленной деятельности. Дети отличаются повышенной внушаемостью и импульсивным поведением. Они с трудом адаптируются к новым ситуациям и склонны давать реакции паники, протеста, взрывы плача, могут убегать из дома. Повышенная внушаемость, непонимание ситуации, некритичность могут привести к соучастию в правонарушениях.

Нарушения поведения возможны при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях. Согласно классификации Сухаревой Г.Е. различают три типа психопатической диагностики в зависимости от времени и факторов поражения: задержанное развитие (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы, ядерные формы; поврежденное, надломленное развитие в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах онтогенеза (органическая психопатия) [8, C.90].

Таким образом, психопатии — это аномалии развития личности. Основной признак психопатических личностей — отсутствие сложной мотивации поступков. Основной мотив — эмоция удовольствия. Поведение подростков этого типа больше всего зависит от социокультурного уровня окружающей их среды. Все поведение неустойчивой личности выражает острую потребность в более насыщенной информации и частой смене впечатлений. Эти дети быстро схватывают информацию, но мало ее обдумывают и быстро забывают. Это связано с некачественным усвоением, из-за чего постоянно ощущается необходимость в пополнении знаний. Поэтому при сохранении и даже высоком интеллекте их деятельность мало продуктивна. Они быстро пресыщаются и требуют смены деятельности. Логическое мышление поверхностное, суждения примитивны. Девиантное поведение этих подростков связано с повышенной внушаемостью и жаждой новых удовольствий. При невозможности получить желаемое оно выражается в бродяжничестве случайных кражах (авантюризм, острые ощущения), уходах из школы с целью избежания ответственности, трудностей. Типичны для этой формы психопатии реакции имитации социально-отрицательных форм поведения. Подростки часто совершают групповые антиобщественные противоправные действия [11, C.135].

У подростков с гипертимными чертами характера нарушения поведения чаще всего связаны с ограничением их свободы. Они не выносят жесткий режим. Им свойственна чрезмерная оптимистическая установка. Они добродушны. Возникающие конфликтные ситуации вызывают у ребенка неосознанные реакции протеста, эмансипации, особенно в форме уходов и самовольных отлучек. Им свойственна реакция группирования со сверстниками. У гипертимных подростков начинает стираться грань между дозволенным и недозволенным, появляется склонность к асоциальным действиям. Они склонны к алкоголизации, а в более старшем возрасте (15-16 лет) — к сексуальным эксцессам. Возможны противоправные действия.

Нарушения поведения у подростков с истероидными чертами возникают обычно в связи с недовольством по поводу недостаточного внимания к ним. В этой группе возможны два варианта: с преобладанием склонности к фантазированию и преобладанием элементарных истерических реакций. Иногда с целью привлечения к себе внимания окружающих истерические подростки прибегают к преувеличениям и самооговорам. Они приписывают себе участие в грабежах, шпионаже, а девочки-подростки — ложное изнасилование. Если их капризы, требования не удовлетворяются, то нарушения поведения проявляются в виде реакций активного и пассивного протеста (грубость, непослушание, демонстративное поведение, позерство, театральность, жеманство). Часты реакции имитации: подражают своему «кумиру» в одежде, прическе, манере говорить, одеваться и т.д. Подростки с истероидными чертами характера могут совершать демонстративные аутоагрессивные действия (попытки самоотравления, самоповешания, порезы кожи), чтобы произвести определенный эффект на окружающих. Иногда демонстративные действия наблюдаются в виде правонарушений «во имя групп», в виде «двойной жизни», «борьбы за справедливость». Однако истерическую демонстративность необходимо отличать от других понятий, таких, как уровень притязаний (субъективно он всегда высок); претенциозность — стремление казаться более значимым, чем есть на самом деле (немецкий психиатр К. Ясперс); «жажда признания» (К. Шнайдер), что по существу совпадает с претенциозностью и характеризуется необоснованно высоким уровнем притязаний [15, C.30].

Своеобразные нарушения поведения наблюдаются у подростков с шизоидными чертами характера и связаны с их отгороженностью от сверстников, сниженной потребностью в общении. Немаловажную роль в их развитии играют внутрисемейные отношения. Такие семьи характеризуются необщительностью, замкнутостью, слабой вовлеченностью в общественные мероприятия. Отношение к детям в таких семьях строится по типу доминирующей гиперпротекции, которая способствует развитию аутизма. Взаимоотношения родителей в таких семьях строятся по типу дополнения и подчинения. Один из родителей обладает холодным подавляющим поведением, а другой занимает пассивную позицию. Отклоняющееся поведение проявляется в стремлении освободиться от гиперопеки родителей.

Характерологические реакции личности — обратимая форма поведения. Но если они задерживаются и закрепляются неправильным отношением к ребенку, то становятся патохарактерологическими или являются основой формирования патологической личности.

Американские исследователи Стелла Чесс и Александр Тома в своей книге «Темперамент и нарушения поведения у детей» попытались связать отклоняющееся поведение детей и подростков с врожденными качествами темперамента. Они выделили несколько характеристик темперамента и показали, что врожденные качества темперамента серьезно влияют на то, как формируется его личность [12, C.103].

Среди возрастных особенностей особое место занимают характерологические акцентуации. Понятие «акцентуированные личности» ввел немецкий психиатр К. Леонгард. Он рассматривал акцентуации как этап формирования личности. В нашей стране наиболее четко эта концепция разработана Личко А.Е. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего такие подростки повышенно восприимчивы к психогенным влияниям. Три показателя определяют степень выраженности состояния акцентуации любого типа:

  • — дезадаптация к требованиям школы;
  • — дезадаптация к требованиям жизни в семье;
  • — дезадаптация к требованиям нормальной сферы общения [13, C.67].

Различают две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация отличается наличием у подростка определенных постоянных черт характера. С началом пубертатного возраста эти особенности характера заостряются и могут приводить к нарушениям поведения. Скрытая акцентуация в привычных для подростка условиях может не проявляться. Однако она проявляется ярко и порой неожиданно под влиянием факторов среды, в которую попадает ребенок. Такие подростки всегда испытывают внутренний дискомфорт, если при них хвалят кого-то другого, прибегая при этом к любым средствам морального унижения «соперника». Их успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим. Наиболее часто отклоняющееся поведение встречается при следующих ниже приведенных акцентуациях характера.

Подростки с истероидной акцентуацией используют различные формы поведенческих нарушений для привлечения к себе внимания.

Подростки с неустойчивым типом акцентуации с детства отличаются своим непослушанием, непоседливостью, не могут усвоить элементарных правил поведения. Они трусливы, бояться наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны. Такие подростки легко оказываются послушным орудием для лидеров асоциальных групп. Главная черта — неустойчивость поведения, слабоволие [13, C.82].

При комфорном типе акцентуации основная отличительная особенность — думать и поступать «как все», стараться, чтобы все было, «как у всех». Главная черта этого типа — постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы. Такие подростки — продукт своей микросреды. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения.

Главной чертой подростков с эпилептоидной акцентуацией является напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер, постоянная, ничем не мотивированная склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. Они сами создают конфликт, чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая доброжелательность, никакая готовность окружающих пойти навстречу не могут предупредить появление у них периодических взрывов злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают по любому поводу и отличаются продолжительностью, часто сопровождаясь вербальной и физической агрессией [14, C.167].

Из других типов акцентуаций следует отметить лабильный тип, который встречается почти у 20% подростков и характеризуется обостренным восприятием окружающего. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. Любое замечание, шутка и похвала способны изменить настроение подростка в ту или иную сторону. Недооценка этого воспитателями может спровоцировать развитие бурных реакций дезадаптации и глубокие депрессивные переживания.

Для гипертимных подростков характерны общительность, болтливость, склонность к озорству. Всюду, где они появляются много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками.

Подростки циклоидного типа в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового срзревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются аппатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают — бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.

Подростки сензитивного типа с детства пугливы, застенчивы и послушны, это — «домашние» дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.

Черты шизоидного типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты [10, C.87].

Особо следует сказать о суицидальном поведении. Если в детском возрасте покушения на самоубийство встречаются редко, то в 14-15 лет они стоят в ряду типичных нарушений поведения подросткового периода. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, ситуаций, которые порождают чувство безысходности, неразрешимости конфликта, отчаяния и одиночества. Это объясняется неумением предвидеть последствия своих поступков и отсутствием жизненного опыта. У детей и подростков формальные знания о смерти, так как большинство из них не осознают необратимости смерти. Ребенок считает, что можно умереть и наблюдать собственные похороны и раскаяния своих обидчиков. Дети нередко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на жизнь и не отдают себе отчета в крайней опасности для жизни даже демонстративно-шантажных попыток или угроз. Поэтому все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.

Читать еще:  Психическое здоровье тест

Типология патологических форм агрессивного поведения

При определенных условиях агрессивное поведение мо­жет носить патологический характер — быть симптомом по­веденческого, личностного или психического расстройства. Патологические формы агрессивного поведения выделяют­ся на основе следующих критериев:

— агрессивное поведение неадекватно ситуации;

— оно не является однократным и длительно сохра­няется;

— оно чрезмерно выражено (например, носит характер брутальных действий);

— оно представляет реальную опасность для самой лич­ности или окружающих людей;

— оно необычно, вычурно;

— личность неспособна адекватно оценивать происхо­дящее;

— агрессивное поведение не вызывает переживаний или раскаяния со стороны человека, его проявляющего;

— человек неспособен контролировать свои действия.

В детском возрасте патологическое агрессивное поведе­ние наиболее тесно оказывается связанным со следующими признаками:

Другие психические расстройства, такие, как детский ау­тизм, олигофрения, шизофрения, также могут сопровождать­ся проявлением агрессии. Специалист должен иметь в виду, что агрессивное поведение не является специфичным, обяза­тельным для рассмотренных категорий. В большинстве слу­чаев оно носит характер вторичного нарушения, т. е. возни­кает вследствие негативной реакции окружающих на ребен­ка и его проблемы.

МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) указывает на специфическое поведенче­ское расстройство с началом, характерным для детского и подросткового возраста, с выраженным участием в его структуре агрессивных компонентов (6):

F-91 — расстройства поведения;

F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся се­мейным окружением;

F-91.1 — несоциализированное расстройство поведения;

F-91.2 — социализированное расстройство поведения;

F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение [45].

При наличии общих признаков расстройство поведения может иметь различные формы. МКБ-10 описывает четыре ведущие формы поведенческого расстройства детского и под­росткового возраста:

— расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением (F-91.0);

— расстройство поведения на фоне плохих взаимоотно­шений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения, F-91.1);

— расстройство поведения на фоне нормальных отноше­ний со сверстниками, проявляющееся в различных си­туациях — дома и вне семейного окружения (социали­зированное расстройство поведения, F-91.2);

— оппозиционно-вызывающее поведение (проявляюще­еся преимущественно признаками 1-8, не согласую­щееся с уровнем развития и ведущее к выраженной дезадаптации, F-91.3).

В других случаях агрессивное поведение не выступает в ка­честве ведущей проблемы, но может периодически проявлять­ся в качестве сопутствующего признака психического расстрой­ства. Агрессия в форме вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто входит в состав следующих расстройств:

— эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, ипо-хондричность, обсессивность);

— гиперкинетические расстройства (гиперкинетические расстройства не совпадают с высокой активностью ре­бенка. Для подтверждения данного диагноза необхо­димо присутствие трех синдромов, вызывающих сни­женную адаптивность и не согласующихся с уровнем развития ребенка);

— выраженные нарушения концентрации и устойчиво­сти внимания;

— чрезмерная моторная активность;

В ряде случаев эти особенности приводят к выраженной негативной реакции окружающих людей и доминированию наказаний в его воспитании. С большой вероятностью вто­рично может развиться враждебность и агрессивное пове­дение, не являющееся специфическим симптомом указан­ного расстройства.

Таким образом, агрессивное поведение может быть мар­кером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки. Психологический анализ агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте должен сочетаться с его медицинским освидетельствованием. Вполне возможно, что такое поведение требует медицинского вмешательства и со­трудничества с врачами.

В подростковом возрасте ситуация существенно услож­няется. К индивидуально-типологическому и психопатоло­гическому факторам агрессивного поведения присоединяет­ся кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развития по­тенцирует как влияние неблагоприятных факторов, так и собственно агрессивные проявления. В целом для подрост­кового возраста характерен высокий уровень агрессии и агрессивного поведения.

На фоне возрастного кризиса также усиливаются раз­личные психопатологические проявления. В динамике агрессивного и насильственного поведения данного возра­ста ведущую роль приписывают следующим расстройствам:

— аффективные расстройства или расстройства настро­ения (депрессия, тревога и страхи, дистимии и тоска);

— психопатическое развитие [29,47, 48]:

Так, расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений. Например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиро­мания) или воровству (клептомания). К этому же ряду рас­стройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжни­чество. В целом синдром нарушенных влечений характеризу­ется импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью.

Психопатическое развитие характеризуется появляю­щимися в раннем возрасте аномалиями характера. Причем нежелательные качества относительно устойчивы в течение последующей жизни, они проявляются тотально (в различ­ных сферах жизни) и достигают степени, нарушающей со­циальную адаптацию личности. До 18 лет предпочтителен диагноз «психопатическое развитие», указывающий на ди­намичность — изменчивость личностных свойств детей и подростков.

После 18 лет агрессивное поведение может расцениваться уже как симптом общего личностного расстройства. Диагно­стические критерии личностных расстройств представлены в DSM-IV (американская классификация психических, пове­денческих и личностных расстройств) и в МКБ-10 (Между­народная классификация болезней 10-го пересмотра, офици­ально принятая в России).

Личностные расстройства имеют общие признаки. На­чинаясь в детском и подростковом возрасте, они характе­ризуются стабильностью и длительностью. Они затрагива­ют не одну, но несколько основных сфер личностного функ­ционирования. Они проявляются на различных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, межлично­стном и т. д. Личностные расстройства приводят к сниже­нию адаптивных возможностей, в связи с чем сама личность испытывает дистресс. Личностные расстройства сопровож­даются поведением, отклоняющимся от социальных норм, и неблагоприятно воздействуют на окружающих. Данные особенности не могут быть объяснены иными причинами, а признаки других психических расстройств при этом от­сутствуют.

Можно выделить несколько личностных расстройств, для которых характерно агрессивное поведение. Это следу­ющие личностные расстройства: параноидное, антисоциаль­ное, пограничное, нарциссическое и пассивно-агрессивное. Рассмотрим более подробно диагностические критерии их проявления:

Формы девиантного поведения

Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.

Проявляется в двух основных формах:

— креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

— девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

Основные формы девиантного поведения

1) Преступность 2) Наркомания 3) Алкоголизм 4) Проституция 5) Суицид

— Побеги из дома и бродяжничество

— Страхи и навязчивости

— Вандализм и граффити

В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология — наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика — о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология — о действиях социальных законов, то роль психологии — раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка.

Исследователями выделяются следующие внутренние, психолоические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

— потребность в престиже, в самоуважении;

— потребность в риске;

— наличие акцентуации характера;

— отклонения в психическом развитии;

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания — это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком.

Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

— лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

— отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

— конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

— употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

— хранение наркотиков дома;

— состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

— запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

— проведение групповой антиалкогольной терапии;

— постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Читать еще:  Феномен вещих снов

Суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют — собственно-суицидальные действия, — суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.

Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований.

Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:

— Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

— Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.

— Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

— Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы).

Граффити — оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити.

М. Кокорев выделяет три вида:

— специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

б) протест против социальных и культурных норм;

в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

г) мотивы творчества;

д) сексуальные мотивы;

е) развлекательные мотивы.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.

Социальная дезадаптация – школьная дезадаптация – Неуспевающие, одаренные, педагогически запущенные дети, дети и подростки с задержкой психического развития, с нервно-психическими нарушениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10668 — | 7827 — или читать все.

Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения

Зарубежные психиатры при выделении определенных форм поведения не ставят вопрос об их разделении на патологические и непатологические формы. Однако в детском и подростковом возрасте нередко встречаются стойкие нарушения поведения, связанные с болезненной психикой, в виде психопатоподобного синдрома или состояния, которые требуют диагностики и лечения у детских психиатров.

Подобные состояния наблюдаются у детей с остаточной патологией центральной нервной системы; при соматических, хронически протекающих заболеваниях; при олигофрениях, микросоциальной запущенности, при шизофрении, эпилепсии.

Психатоподобный синдром может быть признаком шизофрении, особенно в подростковом возрасте. Его описывают как «карикатурный пубертат», он чаще встречается у мальчиков. На первый план выступают расстройства поведения, связанные с извращением влечений и инстинктов. Характерны проявления жестокости, злобности, наклонности к садистким действиям, тяга к примитивным удовольствиям, побеги из дома. Нарастает замкнутость, теряются прежние приятели, а новые не заводятся. Наблюдается эмоциональное снижение личности, холодность [8, C.82].

Психоподобные синдромы могут осложнять клиническую картину олигофрений. В клинической картине, наряду со снижением познаватнльной деятельности, отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: повышенная раздражительность, немотивированная возбудимость со злобно-агрессивным настроением, отсутствие возможности и побуждений к целенаправленной деятельности. Дети отличаются повышенной внушаемостью и импульсивным поведением. Они с трудом адаптируются к новым ситуациям и склонны давать реакции паники, протеста, взрывы плача, могут убегать из дома. Повышенная внушаемость, непонимание ситуации, некритичность могут привести к соучастию в правонарушениях.

Нарушения поведения возможны при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях. Согласно классификации Сухаревой Г.Е. различают три типа психопатической диагностики в зависимости от времени и факторов поражения: задержанное развитие (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы, ядерные формы; поврежденное, надломленное развитие в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах онтогенеза (органическая психопатия) [8, C.90].

Таким образом, психопатии — это аномалии развития личности. Основной признак психопатических личностей — отсутствие сложной мотивации поступков. Основной мотив — эмоция удовольствия. Поведение подростков этого типа больше всего зависит от социокультурного уровня окружающей их среды. Все поведение неустойчивой личности выражает острую потребность в более насыщенной информации и частой смене впечатлений. Эти дети быстро схватывают информацию, но мало ее обдумывают и быстро забывают. Это связано с некачественным усвоением, из-за чего постоянно ощущается необходимость в пополнении знаний. Поэтому при сохранении и даже высоком интеллекте их деятельность мало продуктивна. Они быстро пресыщаются и требуют смены деятельности. Логическое мышление поверхностное, суждения примитивны. Девиантное поведение этих подростков связано с повышенной внушаемостью и жаждой новых удовольствий. При невозможности получить желаемое оно выражается в бродяжничестве случайных кражах (авантюризм, острые ощущения), уходах из школы с целью избежания ответственности, трудностей. Типичны для этой формы психопатии реакции имитации социально-отрицательных форм поведения. Подростки часто совершают групповые антиобщественные противоправные действия [11, C.135].

У подростков с гипертимными чертами характера нарушения поведения чаще всего связаны с ограничением их свободы. Они не выносят жесткий режим. Им свойственна чрезмерная оптимистическая установка. Они добродушны. Возникающие конфликтные ситуации вызывают у ребенка неосознанные реакции протеста, эмансипации, особенно в форме уходов и самовольных отлучек. Им свойственна реакция группирования со сверстниками. У гипертимных подростков начинает стираться грань между дозволенным и недозволенным, появляется склонность к асоциальным действиям. Они склонны к алкоголизации, а в более старшем возрасте (15-16 лет) — к сексуальным эксцессам. Возможны противоправные действия.

Нарушения поведения у подростков с истероидными чертами возникают обычно в связи с недовольством по поводу недостаточного внимания к ним. В этой группе возможны два варианта: с преобладанием склонности к фантазированию и преобладанием элементарных истерических реакций. Иногда с целью привлечения к себе внимания окружающих истерические подростки прибегают к преувеличениям и самооговорам. Они приписывают себе участие в грабежах, шпионаже, а девочки-подростки — ложное изнасилование. Если их капризы, требования не удовлетворяются, то нарушения поведения проявляются в виде реакций активного и пассивного протеста (грубость, непослушание, демонстративное поведение, позерство, театральность, жеманство). Часты реакции имитации: подражают своему «кумиру» в одежде, прическе, манере говорить, одеваться и т.д. Подростки с истероидными чертами характера могут совершать демонстративные аутоагрессивные действия (попытки самоотравления, самоповешания, порезы кожи), чтобы произвести определенный эффект на окружающих. Иногда демонстративные действия наблюдаются в виде правонарушений «во имя групп», в виде «двойной жизни», «борьбы за справедливость». Однако истерическую демонстративность необходимо отличать от других понятий, таких, как уровень притязаний (субъективно он всегда высок); претенциозность — стремление казаться более значимым, чем есть на самом деле (немецкий психиатр К. Ясперс); «жажда признания» (К. Шнайдер), что по существу совпадает с претенциозностью и характеризуется необоснованно высоким уровнем притязаний [15, C.30].

Читать еще:  Раздвоение личности по научному

Своеобразные нарушения поведения наблюдаются у подростков с шизоидными чертами характера и связаны с их отгороженностью от сверстников, сниженной потребностью в общении. Немаловажную роль в их развитии играют внутрисемейные отношения. Такие семьи характеризуются необщительностью, замкнутостью, слабой вовлеченностью в общественные мероприятия. Отношение к детям в таких семьях строится по типу доминирующей гиперпротекции, которая способствует развитию аутизма. Взаимоотношения родителей в таких семьях строятся по типу дополнения и подчинения. Один из родителей обладает холодным подавляющим поведением, а другой занимает пассивную позицию. Отклоняющееся поведение проявляется в стремлении освободиться от гиперопеки родителей.

Характерологические реакции личности — обратимая форма поведения. Но если они задерживаются и закрепляются неправильным отношением к ребенку, то становятся патохарактерологическими или являются основой формирования патологической личности.

Американские исследователи Стелла Чесс и Александр Тома в своей книге «Темперамент и нарушения поведения у детей» попытались связать отклоняющееся поведение детей и подростков с врожденными качествами темперамента. Они выделили несколько характеристик темперамента и показали, что врожденные качества темперамента серьезно влияют на то, как формируется его личность [12, C.103].

Среди возрастных особенностей особое место занимают характерологические акцентуации. Понятие «акцентуированные личности» ввел немецкий психиатр К. Леонгард. Он рассматривал акцентуации как этап формирования личности. В нашей стране наиболее четко эта концепция разработана Личко А.Е. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего такие подростки повышенно восприимчивы к психогенным влияниям. Три показателя определяют степень выраженности состояния акцентуации любого типа:

  • — дезадаптация к требованиям школы;
  • — дезадаптация к требованиям жизни в семье;
  • — дезадаптация к требованиям нормальной сферы общения [13, C.67].

Различают две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация отличается наличием у подростка определенных постоянных черт характера. С началом пубертатного возраста эти особенности характера заостряются и могут приводить к нарушениям поведения. Скрытая акцентуация в привычных для подростка условиях может не проявляться. Однако она проявляется ярко и порой неожиданно под влиянием факторов среды, в которую попадает ребенок. Такие подростки всегда испытывают внутренний дискомфорт, если при них хвалят кого-то другого, прибегая при этом к любым средствам морального унижения «соперника». Их успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим. Наиболее часто отклоняющееся поведение встречается при следующих ниже приведенных акцентуациях характера.

Подростки с истероидной акцентуацией используют различные формы поведенческих нарушений для привлечения к себе внимания.

Подростки с неустойчивым типом акцентуации с детства отличаются своим непослушанием, непоседливостью, не могут усвоить элементарных правил поведения. Они трусливы, бояться наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны. Такие подростки легко оказываются послушным орудием для лидеров асоциальных групп. Главная черта — неустойчивость поведения, слабоволие [13, C.82].

При комфорном типе акцентуации основная отличительная особенность — думать и поступать «как все», стараться, чтобы все было, «как у всех». Главная черта этого типа — постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы. Такие подростки — продукт своей микросреды. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения.

Главной чертой подростков с эпилептоидной акцентуацией является напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер, постоянная, ничем не мотивированная склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. Они сами создают конфликт, чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая доброжелательность, никакая готовность окружающих пойти навстречу не могут предупредить появление у них периодических взрывов злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают по любому поводу и отличаются продолжительностью, часто сопровождаясь вербальной и физической агрессией [14, C.167].

Из других типов акцентуаций следует отметить лабильный тип, который встречается почти у 20% подростков и характеризуется обостренным восприятием окружающего. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. Любое замечание, шутка и похвала способны изменить настроение подростка в ту или иную сторону. Недооценка этого воспитателями может спровоцировать развитие бурных реакций дезадаптации и глубокие депрессивные переживания.

Для гипертимных подростков характерны общительность, болтливость, склонность к озорству. Всюду, где они появляются много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками.

Подростки циклоидного типа в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового срзревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются аппатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают — бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.

Подростки сензитивного типа с детства пугливы, застенчивы и послушны, это — «домашние» дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.

Черты шизоидного типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты [10, C.87].

Особо следует сказать о суицидальном поведении. Если в детском возрасте покушения на самоубийство встречаются редко, то в 14-15 лет они стоят в ряду типичных нарушений поведения подросткового периода. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, ситуаций, которые порождают чувство безысходности, неразрешимости конфликта, отчаяния и одиночества. Это объясняется неумением предвидеть последствия своих поступков и отсутствием жизненного опыта. У детей и подростков формальные знания о смерти, так как большинство из них не осознают необратимости смерти. Ребенок считает, что можно умереть и наблюдать собственные похороны и раскаяния своих обидчиков. Дети нередко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на жизнь и не отдают себе отчета в крайней опасности для жизни даже демонстративно-шантажных попыток или угроз. Поэтому все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.

Патологические формы девиантного поведения: классификация, характеристика нарушений

Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.

Очевидно, что для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непсихотических и психотических формах проявления.

В медицинской и психологической литературе также существуют и другие классификации. Так, А.А. Александров делит нарушения на три группы: 1) реактивно обусловленные, вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды); 2) обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания); 3) обусловленные низким морально–этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания.

А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова выделяют четыре основных типа нарушений у детей и подростков: антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные), антидисциплинарные и аутоагрессивные.

Таким образом, анализ вышеназванных классификаций показывает, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения.

Анализ литературы показывает, что агрессивность условно можно разделить:

1. по направленности на объект: на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия), а также на внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованными самому себе;

2. по способу выражения: на произвольную, возникающую из желания воспрепятствовать, навредить кому–либо, обойтись с кем–то несправедливо, кого–нибудь оскорбить. а также на непроизвольную, представляющую собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта;

3. по конечной цели: на инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную– своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную– асоциальную и просоциальную агрессию), а также на враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку;

4. по форме выражения на:

физическую агрессию – предпочтительное использование физической силы против другого лица;

вербальную агрессию – выражение негативных чувств как через форму или через содержание словесных ответов;

косвенную агрессию – действия, направленные окольным путем на другое лицо или ни на кого не направленные;

негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Регуляция агрессивного поведения. Рассматривая агрессивное поведение как психическое явление, не менее важно знать механизмы его регуляции, выделяя мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.

Формирование феномена отцовства
В данной части работы отцовство рассматривается в аспекте формирования феномена, т.е. по этапного развития проблематики «Становления образа себя в качестве будущего родителя». Развитие представлений об отцовстве у потенциальных родителей .

Игра как средство коррекции дошк-в с отклонениями в развитии
Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так, ребенок совершенно одинаково .

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при не­совпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подх .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector