Виды психических состояний и их характеристика
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Виды психических состояний и их характеристика

Характеристика психических состояний

Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К. К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.

К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, т. е. границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. «Чистых» состояний практически не существует.

На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в тот или иной момент времени, влияют две группы факторов: факторы среды и индивидуальные особенности субъекта. К первым относят характеристики отражаемых предметов и явлений окружающего мира, ко вторым – предшествующие состояния и свойства индивида (особенности познавательной деятельности, потребности, желания, стремления, возможности, установки, самооценка, ценности). Психические состояния определяются соотношением данных факторов.

Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.

Психическим состояниям свойственны определенные характеристики. Состояния классифицируют в зависимости от того, какие именно из указанных характеристик выходят на передний план в определенный промежуток времени.

Эмоциональные характеристики отражают доминирование при данном состоянии той или иной эмоции, их интенсивности, полярности (преобладание позитивных или негативных эмоций: радость и печаль). Знак некоторых состояний не очевиден. Например, нельзя однозначно определить как позитивное или негативное удивление или сосредоточение. Эмоциональные состояния – это эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника

Активационные состояния показывают включенность индивида в ситуацию или отчужденность от нее. Повышенная активация проявляется в ясности сознания, энергичном поведении, желании решать поставленную задачу, преодолевать трудности. На другой стороне полюса – снижение интенсивности и темпа движений, спад активности. К активационным состояниям относят возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скуку, апатию.

Тонические состояния отражают тонус, энергетические ресурсы организма. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, внутренняя собранность или несобранность, инертность, вялость. Тонические состояния ― бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон.

Тензионные (от англ. tension ― напряжение) состояния показывают, в какой степени человеку для выбора того или иного поведения требуется приложить волевые усилия. Чем более притягательны для индивида различные объекты, чем больше сил требуется ему для сдерживания неприоритетных побудителей, тем выше напряжение. При низком напряжении человек раскрепощен, раскован, чувствует внутренний комфорт, при высоком – зажат, ощущает внутреннюю несвободу, вынужденность своего поведения. К тензионным состояниям относят состояние напряжения, эмоционального разрешения, фрустрацию, сенсорный голод и стрессовые состояния.

Для каждого состояния могут быть зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Все они взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Например, при психических состояниях, для которых типичны положительные эмоции (состояние радости), наблюдается возрастание активации и тонуса, снижение напряжения.

Психические состояния можно также делить на классы соответственно тому, какую именно сферу психики они характеризуют наибольшим образом. В таком случае будут выделять познавательные, эмоциональные, мотивационные и волевые психические состояния. Иногда рассматривают только один их вид – эмоциональные состояния, которые считаются разновидностью эмоций. Это не совсем верно, так как эмоциональные состояния отличаются от эмоций и эмоциональных реакций тем, что первые более устойчивы и менее предметны (все радует, печалит). Эмоциональные состояния, как и психические состояния в целом, в большей степени характеризуют деятельность и влияют на нее.

В связи с тем, что психические состояния, как и другие психические явления, можно измерять по различным параметрам, многие из них нельзя однозначно отнести к тому или иному классу.

Психические состояния и их характеристика.

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру ксостоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Читать еще:  Тип личности шизоидный тест

Состояние релаксации — это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.

Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования — противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.

37 Понятие « направленность личности».

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).

Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.

Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Свойства психических состояний

Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Психическое состояние – это такой режим жизнедеятельности человека, который отличается особыми энергетическим характеристиками на физиологическом уровне, и комплексом психологических фильтров на уровне психологическом. Эти фильтры, собственно, и обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающей его реальности.

Вместе со свойствами личности и психическими процессами, психические состояния представляют собой основные классы психических явлений, изучением которых занимается психология. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь и становясь более устойчивыми, способны становиться частью структуры личности, играя роль её специфических свойств.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Читать еще:  Чем лечить неврастению у взрослых

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Психические состояния, их виды

Раздел III. Психические состояния

Цель: сформировать представления об основных понятиях в области знаний о психических состояниях и стрессе, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области знаний о развитии психических состояний человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о развитии психических состояний человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития психических состояний человека.

Вопросы:

Определение психического состояния

Виды психических состояний и их характеристика

3. Понятие о стрессе и стадии его развития

4. Виды стресс-факторов и их характеристика

5. Методы психорегуляции

Психические состояния, их виды

Проблема изучения психических состояний связана с разработкой концепции о гомеостазе и адаптации. Существо этой связи заключается в том, что психическое состояние человека отражает важные особенности (уровень) гомеостаза (гомеостаз означает неизменность чего-либо: «гомо» – равный, «стазис» – статичный, постоянный).

Процесс управления гомеостазом – это активно действующая система поддержания постоянного состояния. Процесс поддержания гомеостаза может быть психологическим, физиологическим и механическим (внешне как потение и дрожь).

Интерес к исследованию психических состояний в мировой и отечественной психологии возник в 40-50х годах XX в. Спрос на экспериментальные исследования в области психологии состояний обусловлен в первую очередь клинической практикой, развитием спорта высших достижений, развитием техники, которое требует учета «человеческого фактора» для обеспечения безопасности и надежности.

Жизнь человека – непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях.

Например, аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций: он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости).

Читать еще:  Физическая нагрузка и упражнения при закаливании

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностно стабильные.

Ситуативныесостоянияхарактеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на:

Общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;

— Состояния доминирования отдельных психических процессов–мотивационных, эмоциональных или волевых;

— Состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;

Конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

Оптимальные и кризисные состояния;

Пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);

— Психические состояния нарушенного сознания.

Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковы можно отнести следующие:

эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание…);

активационные (отражающие интенсивность психических процессов);

тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);

тонзионные (отражающие степень напряжения: ажитации (растерянность) и ступор);

временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);

полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

Самое общее базовое психическое состояние – состояние бодрости состояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Бодрствование – состояние активного психического взаимодействия индивида со средой.

Психическая активность состоит в постоянном анализе значимости поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на изменяющиеся ситуации.

Утомление — временное снижение работоспособности в результате интенсивности или продолжительности работы. Стадии развития утомления:

1 стадия: интенсивность работы может поддерживаться волевыми усилиями;

2 стадия: волевые усилия не позволяют поддерживать интенсивность работы, которая снижается, и нарушение координации процессов;

3 стадия: неспособность продолжать работу.

Переутомление – продолжительное снижение работоспособности в результате повышенного объема работы и недовосстановления психофизиологических ресурсов организма.

Стадии развития переутомления:

· нервозность – повышенная раздражительность, плохой аппетит, нарушения сна, сниженный тонус и т.д.;

· порочная стеничность – нарушения психических и физиологических процессов, «провалы» в памяти, нарушение мышления, галлюцинации и т.п.

· астеничность – прекращение реагирования и утрата контроля окружающего мира.

Монотония — снижение работоспособности в результате однообразия деятельности. Способы уменьшения вероятности возникновения монотонии (изменение темпа работы, переключение внимания, изменение фона, конкурентность и т.п.).

Психологические свойства и состояния личности

Общие представления о психике

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

Это интересно

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Это интересно

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector