Возрастными психологическими кризисами называют
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Возрастными психологическими кризисами называют

Понятие возрастной кризис. Его черты. Основные кризисы в развитии человека.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Возрастной кризис — переходный этап от одного возрастного периода к другому. Возрастные кризисы сопровождаются:

  • — депрессивными состояниями;
  • — выраженной неудовлетворенностью собой;
  • — трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера;
  • — резкими изменениями в поведении человека.

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет).

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Это возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее. Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее. Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Возрастной кризис. Патология или норма?

По определению, возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается человеком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определённых стадий развития. Кризис этот обусловлен физиологическими сдвигами и изменениями в организме, функциональными перестройками, и такой кризис называется нормальным, так как сопровождает он человека на протяжении всей его жизни. А вот уже особенность протекания возрастного кризиса зависит от темперамента человека, его характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность становится неустойчивой и даже на слабые внешние раздражители может отвечать неоправданно эмоционально, бурно, агрессивно.

В состоянии действительного кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Он может испытывать одно из трёх доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадёжности, пустоты рядом.

У человека, находящегося в кризисе, изменяется объём общения: он либо резко ограничивается, т.е. уходит в себя человек, либо резко возрастает, переживается одиночество в толпе. Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми. Есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин.

Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчин не одобряется и не приветствуется обществом. Поэтому для мужчин характерна схема внутреннего переживания. Предполагается способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его отсутствие на самом деле.

Напряжение может расти внутри человека, скапливаться и выразиться аутоагрессивно, в том числе суицидально. Кроме того, во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина.

По каким признакам мы можем определить начало приближающегося кризиса?

Самое первое, это наличие проблемы, которая создаёт дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни. На работе неприятности, мы не можем отвлечься от этого ни дома, ни на отдыхе, ни при встрече с друзьями, эта одна мысль, которая прочно поселилась у нас в голове и крутится днями и ночами, как заезженная пластинка. Соответственно, психическое состояние начинает влиять на физиологию: теряется сон, аппетит, то, чему раньше радовались, не приносит удовольствия. Затем в худшую сторону меняются отношения с окружающими и близкими людьми. Нас раздражает то, на что раньше не обращали внимания. Возникает ощущение, что нас не понимают и делают всё нам назло. Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика у детей, подростков и лиц старшего возраста. К группе риска по развитию кризисных состояний также относятся люди с физическим истощением, имеющие психотравму, пережившие тяжёлую потерю.

Кризис — это не тупик, а некоторого рода противоречия, через которые приходится проходить каждому из нас на пути своего взросления. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов и характеризуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Для такого периода характерен отказ от старого, когда человек теряет некоторую часть из приобретённого прежде. Центральное для определённого возраста новообразование несёт в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности человека следующего возраста.

При столкновении с кризисным периодом у людей появляются разные типы преодолевающего поведения.

Первый тип — поведение, направленное на разрешение проблемы. Основное направление поведения — это приспособление к изменившимся условиям.

Второй тип — регрессия. Здесь в основе поведения лежат детские формы поведения, которые во младенчестве позволяли преодолеть проблему путём перекладывания ответственности на других. Самые распространённые виды регрессии — алкоголизм и наркомания.

Третий тип — отрицание. Восприятие реальности искажается таким образом, как будто бы проблема исчезает сама собой. Начинает доминировать инерция — состояние бездействия, основанное на мнении человека, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять, и любые действия обречены на провал.

В качестве показателей кризисного состояния выделяют следующую симптоматику: снижение работоспособности, застой, снижение и изменение мотивации, неустойчивость, неадекватность самооценки, нечёткость собственных профессиональных представлений, неадекватная эмоциональная реакция, неадекватность поведения.

Кризис 33-х лет (молодость: 20–40 лет). Человек начинает осознавать собственные ограничения, реальные возможности. Происходит окончательное прощание с молодостью. Полным ходом идёт строительство собственного гнезда, будущей стабильной жизни. Многолетние дружеские связи охладевают. Мужчины в это время обычно заводят первую постоянную любовницу, втягиваются в карьеру, меньше времени уделяют дому и ребёнку. Эмансипированные женщины переживают кризис этого возраста таким же образом, как и мужчины, а остальные испытывают депрессию от снижения внимания супруга в условиях глубокой психологической и социальной зависимости от него. Один из отличительных признаков данного кризиса — это желание сменить профессию. На этом рубеже многие люди меняют работу, открывают собственный бизнес или радикально меняют сферу деятельности.

В 38–40 лет (взрослый человек: 40–60 лет) разворачивается кризис середины жизни, период жизненных экстраординарных перемен. Основные достижения в этом возрасте — высокий уровень профессионализма, личностная зрелость, высокий уровень рефлексии. Уже оформлены черты характера, границы психологического образа, стабилизируются религиозные, экономические, социальные, политические интересы и ценностные личности, чётко очерчена профессиональная траектория. Ближе к 40 годам человек начинает отчётливо осознавать, насколько расходятся его мечты и жизненные планы с ходом и результатом их осуществления. В этом возрасте неадекватны юношеский максимализм и излишняя эмоциональность, умственная и поведенческая жестокость, неумение и нежелание адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни всё возрастает, какие они будут, и насколько готовы мы к ним — неизвестно. Человек должен осознавать и уметь оценивать реальное положение вещей, быть готовым решать проблемы, а не сетовать на невезение и коварство жизни.

Кризис пожилого возраста (60–80 лет) затрагивает изменения в трёх основных сферах: интеллектуальной, эмоциональной и моральной. Всё, что раньше не вызывало трудностей — подсчёт величин, запоминание имён, дат, — воспринимается с трудом. Люди плохо запоминают, что с ними происходит сейчас, но очень хорошо помнят события отдалённых лет. У человека появляются приступы беспричинной грусти, слезливости. По совершенно незначительному поводу возникает сильное нервное перевозбуждение, например, просмотр фильма о прошлых временах, и ассоциация с тем, что не времена жаль, а жаль себя молодого в тех временах. Разбитая посуда — не именно посуду жалко, а того, что с ней уходит частичка памяти, ведь этот сервиз был куплен на 50-летний юбилей. Отрицаются новые нормы поведения, одежды, привычки проводить свободное время и т.п. Меняется отношение ко многим сторонам жизни. Для пожилого человека важны его востребованность, его самоутверждение. Труд из средства жизни становится смыслом жизни. Центральным симптомом кризиса в пожилом возрасте является страх смерти.

Читать еще:  Невроз желудка и кишечника симптомы

Помимо возрастных кризисов есть ещё одно удивительное важное понятие, на котором уместно заострить особое внимание. Это — психологическое старение (взросление), не зависящее от паспортного возраста.

Здесь на первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который для человека является ведущим, т.е. непосредственно связан с профессией (обычно это учителя, врачи, артисты, учёные).

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счёт выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждаются только телевизионные новости, сериалы, соседи и т.п. В группах таких людей уже трудно разобрать уровень образования, уровень интеллектуального развития.

Третий этап — разговоры только о своём здоровье: какие лекарства, какие способы лечения, какие травы и т.д., и т.д. без устали. В газетах, журналах, в телепередачах обращается внимание только на эти темы. Лучшим слушателем становится участковый врач.

Посмотрите вокруг себя, оглянитесь. Думаю, без труда не одного человека или двух назовёте, больше, гораздо больше тех, кто не преклонного возраста, не пенсионного даже, и кризис миновал вроде или не дорос до него просто, а психологически состарился. Стал старый душой. Когда физиологически ещё молод, полон сил, но… пуст душо, й и лет с 35-ти, в лучшем случае, а то и с 28-ми, твёрдо поселился на втором или третьем, а то одновременно и на двух этих этапах своего психологического старения. Добровольного старения! Сознательного и старательно приобретённого! А потом будут четвёртый и пятый этапы: круг общения сужается до предела, обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон); эмоциональность и общение сходят на нет.

Что же с нами всё-таки происходит? Действительно ли возрастные кризисы так страшны для человека, вредны, опасны и являются причиной всех наших перипетий, неудач и несчастий? Связано с ними психологическое старение? Или это психологическое старение является первостепенным и деструктивно влияет на возрастные кризисы? Или снова и то, и другое понятия являются ничем иным, как очередной удобной ширмой для маскировки собственных пороков (лень, трусость, эгоцентризм и т.д.). Думаю, что нет смысла приводить конкретные примеры по данной тематике. Их более, чем достаточно можно найти в любой статье как здесь, так и в любом психологическом журнале. Всё не так сложно и страшно на самом деле, как предпочитают преподносить. Снова всё упирается в вопрос: «Как далеко мы готовы зайти, до какого уровня опуститься, какие ещё поводы и причины найти, какие преграды создать собственноручно перед самим собой, лишь бы не замечать очевидного — все проблемы в нас самих?». Для чего обычный физиологический процесс пытаются сделать виновным во всём, что с нами происходит, причём начиная с самого раннего детства? Когда слушаешь мифы и легенды о кризисе трёх лет — волосы дыбом! Бедные дети! Что уж о подростковом кризисе или кризисе 40 лет говорить?! Но когда начинаешь объяснять элементарную физиологию (вводный курс анатомии обычной средней школы), что с нами на самом деле происходит и почему, откуда что берётся, как взаимодействует, как-то сразу становится очевидно, что понятие кризис плотно соседствует с понятиями «характер», «личность», и даже «привычки», «воспитанность», «уровень образованности» и т.п. «Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить самого себя», как и «мы либо сами делаем себя жалкими и несчастными, либо сами делаем себя сильными — объём затрачиваемых усилий остаётся одним и тем же». Так если мы, извините, не то, что не напрягались полжизни в творении самого себя, в укреплении себя, а и шага по дороге к себе не сделали, а только и делали, что распознавали очередные кризисы и боролись с ними, одновременно расписываясь перед самим собой и всеми окружающими в собственном бессилии перед этим монстром, то что здесь можно сказать? Как бы это странно не звучало, значит, так было удобно и выгодно. Удобно и выгодно, лишь бы не работать над собой…

В буквальном смысле, кризис — это разделение дорог, разделение жизненных путей. Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределённость, порождает напряжённость и тревогу. Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой мы привыкли, но обозначает приобретение новой возможности вхождения в новую жизненную форму, не известную нам самим. Кризис знаменует собой завершение одного этапа развития и начало другого. Это жизнь личности в её высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. Конечно, при одном условии. При том условии, что мы развиваемся… При условии, что у нашей оболочки есть достойная начинка, есть хребет, есть сила духа. Для цельной личности возрастной кризис — это больше норма, чем патология.

А у людей примитивных, ограниченных, кстати, кризисы и внутриличностные конфликты практически не встречаются, для них в жизни всё просто. И это правильно.

Понятие возраста. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста.

Возраст – это относительно ограниченная во времени ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений. Переход от одной возрастной ступени к другой знаменует перестройку и изменение психического развития.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Первая попытка системного анализа категории возраста принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, в своей культурно – исторической концепции от называл возраст целостным динамическим образованием, структурой, которая определяет роль каждой частичной линии развития. Возраст он связывает с представлением о социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отражение в его переживаниях, и реализуется им в совместной деятельности с другими людьми.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека.

Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• ведущий тип деятельности;

Результаты развития включают в себя:

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода.

В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями. Так, новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

Читать еще:  Блуждающий нерв и его роль в лицевых болях

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.

Возрастные кризисы – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых.

Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

В течение всей жизни человека периодически возникают и проживаются возрастные кризисы. В период кризиса развитие приобретает бурный характер, изменения, которые происходят, – значительные, резкие. Возрастной кризис — это революционный прыжок в развитии, тяжелый для человека, но очень полезный, если пройден правильно.

Возрастные кризисы детей (от греч. krisis — переломный момент, исход) — проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому.

Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;

кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис подросткового возраста (13 лет).

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Таким образом, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори:

— Сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет;

-Сензитивный период восприятия порядка от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.

— Сензитивный период сенсорного развития от 0 до 5.5 лет

— Сензитивный период восприятия маленьких предметов от 1.5 до 2.5 лет

— Сензитивный период развития движений и действий от 1 года до 4 лет

— Сензитивный период развития социальных навыков 2.5 — 6 лет

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Кризис — это. Возрастные кризисы в психологии. Особенности проявления и последствия кризиса

Кризис – это то, с чем приходится сталкиваться многим людям. Практически каждому человеку, если быть точнее. Понятие произошло от греческого слова krisis, которое в переводе означает «поворотный пункт» или «решение». Соответственно, кризис – это такой жизненный период, во время которого человек переходит на новый уровень возрастного развития, который характеризуется психологическими изменениями. И сопровождается данный процесс разрушением привычного социального уклада.

Первый этап

Сначала стоит отметить вниманием кризис новорожденности. Период, в котором нет никакой психической составляющей, поскольку он подразумевает переход от внутриутробной жизни к реальной. Рождение является первой травмой, которую переживает каждый из нас. И она очень сильна. Настолько, что вся следующая за рождением жизнь проходит под знаком данной травмы.

Очень важно, чтобы период новорожденности протекал под наблюдением взрослых. В принципе, так оно и происходит в нормальном обществе – рядом с младенцем всегда находятся родители, которые обеспечивают ему переход к новому типу функционирования. Младенец беспомощен. У него даже нет заранее сформированного поведенческого принципа. Потому что всему этому только предстоит возникнуть. И самое главное – ребёнок в период новорожденности не рассматривается отдельно от взрослого. Поскольку у него нет способа взаимодействия со средой.

Когда же происходит «выход» из кризиса новорожденности? Ученые утверждают – тогда, когда ребёнок начинает взаимодействовать с родителями, и те замечают развитие его эмоциональной сферы. Как правило, это второй месяц жизни младенца.

Кризис трёх лет

Это – следующий этап. Период, в течение которого происходит переход от раннего возраста к дошкольному. В этот момент сложившиеся личностные механизмы кардинально перестраиваются, и у ребёнка формируются новые черты личности и сознания. Плюс ко всему, он переходит на новый уровень взаимодействия с окружающим миром и людьми. Важно отметить, что четких временных границ у данного периода нет.

Симптомы

Интересно представляет кризис трёх лет советский психолог Лев Семёнович Выготский. Он выделяет семь самых ярких «симптомов» в поведении ребёнка, которые выдают то, что он проходит через вышеупомянутый период.

Первое – это негативизм. Ребёнок отказывается делать нечто лишь из-за того, что это было предложено ему конкретным взрослым человеком. И он, как правило, действует с точностью наоборот.

Следующий симптом – упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то лишь потому, что отказаться от своего решения он не может из принципа. Даже если изменились обстоятельства.

Третье, что отмечается – строптивость. То есть склонность делать всё наперекор. Четвёртый симптом – это своеволие. Или, говоря простым языком, всем знакомое, инициативное «Я сам!», направленное на самоутверждение и стимулирование самолюбия.

Ещё один симптом – бунт-протест. Проявляющийся в регулярных конфликтах со взрослыми. Как правило из-за того, что ребёнок не чувствует уважения к нему и к его желаниям.

Также имеет место быть обесценивание. Ребёнка перестаёт интересовать всё то, что было интересно ему раньше. Но последний симптом самый неприятный. Это деспотизм. Ребёнок выходит из-под контроля и требует у взрослых мгновенного исполнения всех его желаний и требований. Взглянув на всё это, возникает вопрос: для кого кризис трёх лет тяжелей – для ребёнка или для родителей?

Третий этап

После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это – первое проявление труда.

Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества – а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

Подростковый кризис

Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично – как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.

Подростковый кризис – это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» — отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются – почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки – может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь. Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы. Так делают адекватные взрослые люди.

Юность

Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым. Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность – это 22-23 года. Но сейчас – 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу – тем лучше.

Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом. В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это – преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.

Читать еще:  Как психотерапевт лечит панические атаки

Период «середины»

Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.

У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание – я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают – не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они – близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он – типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, тот период, о котором наслышан каждый. Он является длительным эмоциональным этапом, который напрямую связан с переоценкой жизненного опыта. В этот период человек осознает, что наступление старости не за горами. Она близко, а не как в молодости — «когда-нибудь в далёком будущем». Момент, в который человек понимает, что ему никогда не быть юным – это и есть кризис среднего возраста.

Симптомы многочисленны. Пресловутая депрессия, жалость к себе, ощущение опустошенности, чувство того, что жизнь несправедлива. Человек отказывается признавать успехи, которых он достиг, несмотря на то, что они оцениваются остальными людьми положительно. Он теряет интерес ко многим сторонам жизни – даже к тем, которые раньше были для него значимыми. Круг референтных лиц меняется – мнение случайных людей ценится больше, чем то, что говорят близкие/коллеги/друзья. Может даже происходить изменение ценностных ориентиров. А ещё становится другим поведение и стиль. Человек пытается создать видимость преображения жизни методом изменения каких-то внешних проявлений.

Последствия

Итак, особенности проявления кризиса среднего возраста понятны. Теперь – пару слов о последствиях. В случае с данным периодом они могут быть тяжёлыми. Потому что степень серьёзности совершенных ошибок прямо пропорциональна возрасту человека.

Возможен глубокий «поиск себя», внезапное увольнение с хорошей работы, на которой человек протрудился далеко не один год, желание переехать куда-то или радикально сменить род деятельности. Но самое серьёзное последствие – это разрушенная семья. Одни люди уходят от своей «второй половинки», с которой был прожит не один десяток лет, из-за погасших чувств. Другие не покидают семью, а просто ищут «развлечений» на стороне, что ничуть не лучше. Женщины ищут любовников, чтобы убедиться – они все ещё привлекательны. Мужчины находят любовниц по той же причине.

Последний этап

Пенсионный кризис – последний в нашей жизни. Приходится, обычно, на 60-70 лет. Это тоже период не из лёгких. Большинство пенсионеров всю жизнь работали, и, выйдя на заслуженный отдых, просто не знают, чем себя занять. Здоровье с возрастом не улучшилось, друзья либо далеко, либо и вовсе покинули этот свет. Дети выросли, покинули родное гнездо и давно живут своей жизнью. Человек понимает – его время подходит к концу. Он ощущает себя ненужным и потерянным. И в таком случае очень важно найти в себе силы продолжить радоваться жизни, найти новый смысл, увлечение и единомышленников. В век современных технологий это представляется более, чем возможным.

Проблема возрастных кризисов одна. И заключается она в том, что они сопровождают нас всю жизнь. Только для некоторых людей это всего лишь периоды, а для других – действительно кризисы в традиционном понимании, которые отравляют существование. Что ж, самое главное – принять то, что без изменений жизнь невозможна. Это осознание поможет не только подготовиться к ним, но ещё и извлечь из них для себя пользу и урок.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возрастных кризисов актуальна и интересна, но недостаточно разработана в теоретическом и экспериментальном плане.

Суть возрастных кризисов — это изменение системы взаимоотношений человека и окружающей действительности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они являются нормативными изменениями, необходимыми для нормального психического развития.

В эти периоды изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, тревожности, напряженности, снижения работоспособности. Дети в критические периоды становятся раздражительными, капризными, непослушными, вступая в конфликты с взрослыми. Для педагогов и родителей становится необходимой выработка новых стратегий воспитания и обучения в связи с кардинальными изменениями в психике ребёнка. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста. Существуют и так называемые кризисы взрослости, характерной чертой которых является анализ жизни человека и самого себя.

Исследование возрастных кризисов является важным моментом в практической деятельности психолога, так как помогает ему найти выход из кризисных состояний человека с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями.

В данной работе рассмотрены основы понятия «возрастной кризис», показано отличие критических периодов от стабильных, а также дано развёрнутое описание всех возрастных кризисов.

Цель работы — формирование представлений о сущности, структуре и содержании возрастных кризисов.

Задачи: теоретическое исследование критических возрастов; анализ структуры и содержания возрастных кризисов.

Предмет исследования — влияние возрастных кризисов на жизнь человека.

Данная работа опирается на труды Л.С. Выготского, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

Понятие о возрастном кризисе

Возрастные кризисы — это непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, в которые происходят резкие психологические изменения. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального развития личности (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

В современной психологии выделяются следующие возрастные кризисы [10]:

· кризис одного года

· кризис трёх лет

· кризис семи лет

· кризис подросткового возраста (14-15 лет)

· кризис юности (18-20 лет)

· кризис молодости (около 30 лет)

· кризис взрослости (40-45 лет)

· кризис старости (около 60 лет)

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть авторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что кризисы являются негативным, девиантным проявлением, результатом неправильного воспитания, и что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов. Другие же авторы (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Более того, человек, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Возрастной кризис также обусловлен биологическими факторами (физиологические сдвиги в организме, морфофункциональные перестройки и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, изменение статуса, принятие новых социальных ролей и др.). Возрастные кризисные изменения могут иметь непродолжительный характер, оставаясь практически незаметными для человека и окружающих его людей и выражаясь в аномальном поведении, а могут быть достаточно длительными, затяжными.

Протекание возрастных кризисов во многом зависит от темперамента, характера, индивидуальных биологических особенностей, социальных отношений, эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода отмечается конфликтом между доступным и желаемым, т. е. конфликтом между рефлексивными моделями и готовностью человека выполнять намеченную жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как в новых возрастных условиях реализация прежней затруднена, либо невозможна. При обострении внутри личностных противоречий внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис. Человек при этом становится более неустойчивым, на слабые раздражители отвечает неадекватными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении.

Термин «возрастной кризис» ввёл отечественный психолог Л. С. Выготский и определял его как изменение личности человека, возникающее при смене стабильных периодов.

По Выготскому, возрастной кризис — качественные позитивные изменения, в результате которых личность переходит на новую, более высокую ступень развития. Длительность, форма и острота протекания этих изменений зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

По определению Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в короткий промежуток времени изменяется целиком, становится трудновоспитуемым, но дело не в воспитании, а в изменении — ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему.

К внешним поведенческим особенностям кризисов по Выготскому [4] относятся следующие:

· неотчетливые границы, отделяющие начало и конец кризисов. Кризис возникает незаметно, трудно диагностировать его начало и конец;

· в середине кризиса наблюдается его кульминация, наличие которой отличает критический период от других;

· в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым, снижаются интерес к занятиям и школьная успеваемость. Возможны конфликты с окружающими.

При более тщательном анализе можно обнаружить более глубокие особенности в поведении детей в кризисный период:

· в отличие от устойчивых этапов, развитие совершается скорее разрушительно, чем созидательно;

· прогрессивное развитие личности ребенка в это время приостанавливается, на первый план выходят процессы распада и разложения того, что образовалось на предшествующем этапе;

· ребенок не столько приобретает, сколько теряет из прежде приобретенного, ранее сложившиеся интересы распадаются.

Таким образом, по Выготскому, кризис — это этап развития, требующий обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, связей, действий).

Основные положения Л.С.Выготского были развернуты в работах его последователей (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович и др.).

Д.Б.Эльконин определяет кризисы как переходы от одной системы к другой. Д.Б.Эльконин считал, что каждый период состоит из двух стадий: на первой стадии осуществляется изменение мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционно-технической сферы. Он открыл закон периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью, которая ориентирует субъекта в системе отношений между людьми, взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность, ориентирующая в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации каждый раз возникают противоречия.

По Д.Б.Эльконину [19], кризисы новорожденности, 3 и 11 лет — это кризисы отношений, когда возникают новые ориентации в человеческих взаимоотношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, изменяющие ориентацию в мире вещей.

Л.И. Божович подразумевала под кризисами переходные этапы от одного периода детского развития к другому. Она считала, что в ответ на потребности ребёнка возникает системное новообразование, которое несет в себе побудительную силу. Это новообразование является обобщённым результатом психологического развития ребёнка в предшествующий период и становится основой для дальнейшего формирования и развития личности. Поэтому Л.И. Божович рассматривает кризисы как переломные этапы онтогенетического развития личности, анализируя которые можно найти психологическую сущность этого процесса.

Особенно ярко критические периоды проявляются у детей, чьи новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития, не удовлетворяются, либо активно подавляются. Л.И. Божович подчеркивала, что следует различать неудовлетворение потребностей в результате подавления их социальными требованиями (как окружающих, так и самого субъекта), и случаи неудовлетворения потребностей по причине отсутствия подходящих способов их удовлетворения. Так, во втором варианте противоречие между субъектом и его возможностями является основной движущей силой психического развития.

Таким образом, возрастной кризис считается переходным этапом, который переживает человек при смене возрастных периодов, когда завершаются определенные стадии развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector