Задержка речевого развития или аутизм
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Задержка речевого развития или аутизм

Ребенок-алалик или как отличить нарушение развития речи от аутизма

В этой статье вы поймете как отличить психическое расстройство от речевого диагноза «алалия», легко разберетесь со всеми непонятными и пугающими вас терминами, а также узнаете какие сопутствующие диагнозы могут быть у вашего малыша.

Критерии сравнения развития детей-дошкольников с алалией и аутизмом
Потребность в общении

Это первое и самое главное отличие ребенка с алалией от аутиста. При синдроме Каннера (классический аутизм) у ребенка отсутствует желание общаться с внешним миром, особенно с людьми. Оно ему неинтересно само по себе – в нем нет смысла. И смысл такой человечек находит в необычных, однотипных занятиях: регулярно смотрит, как крутится колесо или бесцельно листает книгу, не останавливаясь на самих картинках, так как важен сам процесс перелистывания. Аутисты почти не делятся эмоциями с близкими и не привлекают внимание к себе. Например, малыш упал, и вместо того, чтобы пойти за утешением к маме, он промолчит. Увидев в книге любимую картинку, он вряд ли побежит к вам, чтобы показать ее. При более легких формах аутизма дети делятся эмоциями и не сторонятся физического контакта, но все общение происходит на их условиях, в зависимости от настроения, интересов и предпочтений.

У алалика могут наблюдаться некоторые зацикленности, но такой ребенок всегда предпочтет совместное занятие. Он настроен на контакт, но не может ответить словом, потому ищет эмоциональных связей хотя бы через невербальное общение. Уход в себя, взгляд в пустоту наблюдаются исключительно от скуки. Такие дети делятся и положительными, и негативными эмоциями, ищут одобрения у взрослых.

Указательный жест

Как правило, аутичному ребенку приходится прививать данный навык. Иногда наблюдается самообучение после 3 лет. Ребенок с алалией осваивает его сам, иногда с некоторым запозданием, и использует в полном объеме: показывает пальчиком при ответе на вопросы «Кто/Что?», «Где?», «Что ты хочешь?», привлекает к себе внимание, указывает на интересующий его объект (пробегающая на улице кошка, проезжающий мимо автомобиль) и т.д.

Единственным исключением может быть алалия, при которой сильно затронут сенсорный компонент, так называемая сенсомоторная алалия, когда ребенок при нормальном слухе не понимает смысл сказанного. Причина – нарушение перешифровки поступающих сигналов (звуков) в слова. Для таких детей наша речь – сплошной шум с редким вкраплением понятных слов, которые многократно использовались по ситуации или в паре со зрительным подкреплением (картинка, игрушка).

Речевое развитие до 3 лет.

Речь аутенка может обгонять темпы развития сверстников. Но здесь присутствует особый аспект – ее бесцельность. Малыш говорит только на интересные для него темы, часто использует фразы из мультиков не по ситуации, ему не всегда нужен собеседник – он рад разговору с самим собой. По сути, это – монолог. Обращенная речь часто игнорируется, хотя понимается в полном объеме.

Алалик ищет диалога, способен реагировать на обращенную речь, при этом ее понимание может быть частично или полностью нарушено, как было сказано выше.

Стоит пояснить, что понимание – это импрессия, говорение – экспрессия, которые в литературе упоминаются как импрессивная и экспрессивная стороны речи. У моторных алаликов страдает экспрессия, у сенсорных – импрессия, у сенсомоторных – оба компонента. Чаще всего ребенок имеет смешанный вариант нарушений. Чистых моторных или сенсорных алаликов вы вряд ли встретите.

Просодическая или звукопроизносительная сторона речи.

У детей с алалией темп, ритм, тональность остаются в норме. У аутят эти компоненты речи сильно нарушены. Наблюдаются монотонность, растягивание фраз, скандированное произношение (будто ребенок выступает с заранее подготовленным текстом).

Экспрессивная речь

Аутичный малыш одновременно использует сложные конструкции и лепетные слова со звукоподражаниями. В незнакомой обстановке речь аграмматична. Отсутствуют «да», «я», «мой» и другие конкретизирующие его личность слова. Разговор о себе в 3-м лице (до трех лет – это норма для всех). Нет обращений к другим людям поименно. Аутист возьмет за руку и подведет к желаемой игрушке. Он не позовет маму, а закатит истерику, о причине которой родителям приходится только догадываться.

Эхолалия (повторение за взрослым фразы без понимания сути употребления) – постоянный спутник речи. Вы спрашиваете, как его зовут, и он повторяет эту же фразу вместо того, чтобы назвать имя.

Здесь есть некоторые трудности и с алаликами. Они тоже с опозданием идентифицируют себя как личность, страдают агграматизмами и долго болтают лепетными словами. Но! У них наблюдается общее недоразвитие речи или сокращенно ОНР (нарушение грамматической, лексической, фонетической сторон речи). Если же такой ребенок начинает развиваться, то постепенно осваиваются все ее компоненты. Эхолалия отсутствует – ребенок использует речь совершенно осознанно и по ситуации. «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп) – стандартный тип построения предложения для «речевого» малыша. При желании что-то получить он всегда пытается заменить слово жестом или произнести хоть какой-то звук для обозначения желаемого объекта.

Как развивается психика

У алаликов часто наблюдаются ЗПР (задержки психического развития) и дефицит внимания. Они позже понимают абстракции, страдают слабым воображением, часто отвлекаются при занятиях и не могут сосредоточиться даже на 5-10 минут. При развитии речи эти особенности постепенно уходят.

У детей-аутистов наблюдается либо неравномерное искажение психических процессов, либо умственная отсталость, то есть нарушение всех когнитивных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных операций, логики относительно условной нормы). Нередко наблюдается одаренность в какой-то одной области: ребенок шикарно рисует уже в 5 лет, но не способен освоить счет в пределах нескольких единиц.

Эмоционально-волевые реакции

Дети с алалией беспокойнее сверстников, но любые истерики и капризы легко предотвратить или погасить при правильном поведении взрослых. Аутисты часто реагируют неадекватно на совершенно простые вещи, и если выходят из себя, успокоить их невозможно ни уговорами, ни угрозами. В истерике они наносят повреждения себе или посторонним, входят в транс, раскачиваются, кричат. Успокаиваются сами через определенное время, когда выплеснули негатив.

Фобии и особые интересы

Дети с аутизмом всегда имеют необоснованные страхи и темы, на которых «залипают». Они могут бояться шелеста травы и шума дождя, но спокойно реагировать на проезжающий поезд. Интересуются, например, транспортом, до фанатизма: все книги, разговоры, игры, мультики будут исключительно на эту тему. Отвлечь от любимого занятия невозможно.

Есть ли у алаликов такие особенности? Да, есть, но в более мягкой форме. В основном это проявляется у детей с сопутствующими нарушениями (дефицит внимания и гиперактивность, двигательные нарушения, задержка психического развития). Если это страх, то вполне обоснованный, как и у всех детей. Если это особый интерес, то отвлечь от него легко. Такие детки быстро переключаются на любую другую тему при содействии взрослых.

Игровая деятельность

Увы, здесь сложно провести грань. И те, и другие детки с запозданием осваивают навыки сюжетной и сюжетно-ролевой игры. Разницу можно подметить после трех лет. «Речевики» с удовольствием смотрят на игру других детей или принимают участие в паре со взрослым, предлагая при этом свои простенькие сюжеты.

Педагогическая деятельность

Ребенок с алалией неплохо занимается с мамой, логопедом, психологом, дефектологом. Главное – давать посильные задачи, чтобы не вызвать негативизма и отказа от обучения. Пазлы, наглядные пособия, книги, конструкторы – алалику интересно все. Ребенок с аутизмом долго не входит в контакт с педагогами. Наблюдается осознанный уход от установления диалога. Чтобы добиться минимальных результатов, приходится заниматься не один год.

Общая и мелкая моторика

И аутист, и алалик могут страдать нарушением общей координации и плохой зрительной ориентировкой в пространстве (натыкаются на окружающие предметы). Мелкая моторика (движения кистей и пальцев рук) чаще всего угловата, скованна и развивается с большим запозданием. Разница в том, что у алаликов это легче корректируется постоянными занятиями и медикаментами.

Навязчивые движения или стимминг (махание ручками, прыжки, кружение на месте, бесцельное открывание рта, подергивание плечами) больше наблюдаются у аутистов и усиливаются в незнакомой обстановке. Со временем такие дети учатся стимить в одиночестве. Недавно вышел фильм с Беном Аффлеком, где замечательно показан стимминг взрослого высокофункционального аутиста, который для снятия напряжения после рабочего дня разминает ноги железной арматурой под тяжелый рок.

Дорогие родители, не паникуйте, а просто внимательно смотрите на своего малыша и только после этого делайте выводы! Получите консультацию нескольких специалистов в возрасте 2, 3 и 4 лет. Нередко встречаются пограничные состояния, при которых врачу сложно провести грань между легкой формой аутизма и речевым расстройством у ребенка в раннем дошкольном периоде, и бОльшая часть ответственности лежит на плечах родителей.

Вопрос-ответ. Аутизм или задержка речевого/психического развития: как понять?

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о том, на что нужно обратить внимание, если у ребенка есть задержка речи

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма. Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Читать еще:  Когнитивная поведенческая терапия методы

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей


Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно. Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя? Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.

2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь. Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

Читать еще:  Ребенок немой симптомы

3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Отличия ЗПРР и алалии от аутизма | Развитие речи

Отличия ЗПРР и алалии от аутизма весьма существенны в части, касающейся развития речи. Все три диагноза ставятся детям в возрасте до 5-х лет и считаются самыми распространенными при грубой задержке речевого развития.

Сперва уточним, что все три диагноза имеют непосредственное отношение к грубой задержке речи (когда ребенок не заговорил после 3-х лет). А значит все детки этой категории так или иначе имеют трудности с пониманием речи, с коммуникациями, с эмоциями и жестами.

Т.е. задержка речи — ведущий симптом в постановке этих диагнозов. Но задержка бывает разной и речь развивается у деток, с вышеназванными диагнозами, тоже по разному. В нашей статье мы выделим некоторые отличия в развитии речи у ребят с ЗПРР, алалией и аутизмом.

Развитие речи у детей с алалией или с ЗПРР

Речь у детей с алалией или с ЗПРР развивается неполноценно. При этом может полностью или частично отсутствовать понимание обращенной речи при сохранном слухе. Однако, эта категория детей всегда испытывает потребность в общении и всячески эту потребность демонстрирует мимикой, жестами, звукоподражанием. Они стремятся к общению как со взрослыми, так и с ровесниками и испытывают удовольствие от общения.

Если у детей присутствовал лепет, то со временем словарный запас изрядно пополняется. У детей с алалией или с ЗПРР очень редко наблюдается эхолалия и всегда отсутствует вокализация. У детей как правило наблюдается общее недоразвитие речи, т.е. страдают все три компонента (фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи). Если ребенок начинает успешно развиваться, то постепенно осваивает все компоненты.

После запуска речи дети с алалией и ЗПРР охотно пользуются своей речью, хорошо регулируют тональность, интонацию и тембр, а также иные звукомелодические характеристики. Дети, по началу, в своей речи часто коверкают слова до неузнаваемости, проглатывают буквы или целые слоги. Например, «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп).

Развитие речи как бы запаздывает на 2-3 года. Т.е. в 5 лет ребенок может говорить «малышковым языком». Однако, при должной и своевременной коррекции речь полностью восстанавливается. Звуки ставятся с помощью логопедической помощи.

При этом, когда речь уже восстановлена, ребенок правильно использует местоимения (я, мы, ты, он, она, оно) и окончания глаголов и других частей речи, понимает и правильно использует рода имен существительных. У детей с алалией или с ЗПРР присутствует период «почемучки», когда ребенок после запуска речи усиленно расспрашивает взрослого обо всем на свете.

Развитие речи у детей с аутизмом

Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются. К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.

Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям. Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи. Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки).

Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».

Например, мой сын может сказать: «Играй со своим левом (а не львом)» или может спросить у меня: «Ты уже поел?». Дети с аутизмом испытывают огромные трудности с мужским, женским и средним родом имени существительного, с личными местоимениями и с окончаниями глаголов. Например, когда сын только начал говорить он использовал фразу «Моя дома есть» (У меня дома есть).

Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.

В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.

Например, когда мы приходим на прием к незнакомому ранее доктору, сын просто молчит, хотя сейчас его речь вполне понятна не только членам семьи. Если доктор обращается к сыну, то ребенок начинает запинаться, мяться с ноги на ногу и, в итоге, может выдавить пару слов, а потом тишина. Только после того, как сын привыкает к новому человеку он может разговориться. Причем дома трещит без остановки.

Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.

Например у моего сына шаблонная фраза — «Тук-тук, кто там». Причем когда ребенок произносит эту фразу она вовсе не несет в себе тот смысл, который должна нести. Эта фраза вообще может означать, что угодно от «Я устал» до «Мне скучно». Ко всему прочему сын может сказать эту фразу совершенно ни к месту или не во время. Допустим, мы стоим в очереди в магазине и сын ни с того, ни с сего произносит фразу «Тук-тук, кто там», обращаясь в никуда. Через некоторое время выясняется, что ребенок устал стоять в очереди и предупредил меня этой фразой. Поди догадайся, что он имеет в виду на этот раз.

У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.

Например, когда мы ездили на море, мой сын ходил каждый день вечерами в беседку, где играл на протяжении двух недель в Майнкрафт по сети с двумя мальчиками. Когда отпуск закончился и мы приехали домой, я спросила у сына как же звали этих мальчиков, на что сын ответил, что не знает, не помнит.

В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.

Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

ЗПРР с аутичными чертами — это проблема, которая с каждым годом становится в мире все актуальнее.

Задержка психоречевого развития, вызванная нарушениями в работе головного мозга и центральной нервной системы, в некоторых случаях дополняется элементами аутизма.

Симптомы заболевания

О ЗПРР с элементами аутизма можно говорить, когда поведение ребенка сопровождается следующими симптомами и выглядит так:

  • у него нет реакции на раздражители;
  • вялость и апатия;
  • частые истерики;
  • нежелание общаться даже с близкими;
  • реагирует на изменение тона и на жестикуляцию, чем на то, что ему говорят;
  • замкнут и стремится уединиться;
  • речь его мало понятна;
  • испытывает страх, если видит что-то новое и незнакомое;
Читать еще:  Особенности девиантного поведения

Когда ребенок еще мал, такая безучастность наводит на мысль об отсутствии слуха или зрения. Но его необычная реакция “зачарованности” на такие явления окружающего мира, как например: луч света, рисунок теней на стене, звучание музыки, шорохи, ветка дерева за окном, развеивают все сомнения на этот счет.

В возрасте 2 года и старше ЗПРР с симптомами аутичных черт становится более выраженной:

  • ребенок совершает ритмичные монотонные движения, например, раскачивается, ходит по кругу, может биться головой о какую-либо поверхность;
  • повторяет бесцельно слова и фразы;
  • проявляет агрессию к другим или к себе, например, может укусить себя;
  • избегает смотреть в глаза;
  • нет желания самостоятельно играть с игрушками;
  • не отвечает на заботу и проявление эмоций в свой адрес;
  • не испытывает потребности в общении со сверстниками;
  • плохо засыпают и беспокойно спят;
  • мало и непонятно говорят.

При ярко выраженном игнорировании направленных в его адрес действий, аутичный ребенок чуток и раним в своих реакциях на сигналы внешнего мира.

Еще аутичным детям свойственна любовь к ритуалам:

  • если пора ложиться спать, то убирать игрушки и переодеваться они будут с соблюдением определенной последовательности действий, нарушение которых может вызвать бурную негативную реакцию;
  • если пришло время обеда, то мытье рук и другие необходимые действия будут выполнены с такой же точностью, с которой они выполнялись вчера и ранее.

Отличие аутизма от ЗПРР

Именно нарушение коммуникации, нежелание вступать в контакт с кем-либо считается первым признаком аутизма и его главным отличием от ЗПРР.

При легких формах аутизма, когда ребенок еще пытается взаимодействовать с другими, его речь размытая и нечеткая, с запинками, с неправильно построенными фразами. И в то же время, если он ни к кому не обращается, то говорит намного четче и правильней.

Такого ребенка отличают высокая чувствительность к тону разговора, взгляду, к непривычности окружающей обстановки. И как следствие, он будет зажат, тревожен и сверх меры стеснителен.

Причины аутизма

Причины возникновения аутизма в настоящее время недостаточно изучены. Так, возможными причинами ЗПРР с элементами аутизма могут быть следующие факторы:

  • Гидроцефалия. Так называется тяжелое неврологическое заболевание головного мозга. Его не всегда удается вовремя обнаружить, но с ним может быть связана задержка психоречевого развития с элементами аутизма.
  • Травма при родах. Повреждения головного мозга могут возникнуть, если роды протекают с отклонениями от нормального режима.
  • Внутриутробная патология. Здесь речь идет об угрозе выкидыша, кислородном голодании плода, инфекциях.
  • Генетическая предрасположенность.

Методы лечения

ЗПРР с аутичными чертами можно определить уже в 3 года, когда начинается социальная адаптация, и если не начать лечение, то можно усугубить и без того серьезное положение.

Лечение при ЗПРР с аутичными чертами для каждого ребенка подбирается индивидуально. Назначается прием медикаментов, снижающих тревожность и беспокойство. Обязательны занятия с психологом и логопедом.

Ребенка обучают социальным навыкам. В качестве альтернативных методов реабилитации рекомендуются трудотерапия, иппо- и дельфинотерапия.

Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

На многочисленных форумах Интернета задается вопрос: “Кто вылечил ЗПРР с элементами аутизма?” Однозначного ответа для всех нет и быть не может.

В любом случае психосоциальная помощь дает положительные результаты. А поддержка и помощь родителей — это то, без чего ребенку просто не обойтись.

Дети с ЗПРР с элементами аутизма как будто живут в своем мире и никого туда не пускают. А наш, привычный для нас, мир кажется им хаосом. Если у вашего малыша диагноз ЗПРР с аутичными чертами, любите его такого не “как все”, помогайте адаптироваться к нашему миру. Кто знает, может, это будущий гений?

Победили аутизм, осталась зрр. Сможем ли догнать сверстников?

Победили аутизм, осталась ЗРР. Сможем ли догнать сверстников? Дочке 4 года говорит фразами из трёх слов. Часто разговаривает сама с собой, особенно когда играет. Многое преодолели, но речь очень плохо развивается. Хочется услышать истории людей кто сталкивался с такими проблемами, узнать как дела сейчас обстоят.

Как это Вы победили аутизм) его невозможно победить, это на всю жизнь. Сын до трёх лет нормально разговаривал, потом речь стала пропадать, потом практически перестал говорить. Говорил только если ему что-то надо. До девяти лет ставили аутизм и задержку речи, с шести лет настаивали на госпитализации в психиатрической клинике для постановки диагноза чтоб получить инвалидность и лечение корректное. До упора отказывалась. В 9 лет положили, диагноз плачевен: детская шизофрения. Аутизм не болезнь, аутизм это симптом . Сейчас ему 16, пройдено много больниц, выпито много лекарств, пролито море слез, но ничего сделать не смогли. В школе учиться не может, учитель ходит на дом, но он не может отчитать ни писать. Детская шизофрения страшна тем что личность ребёнка ещё не устаканилась и идёт деградация личности просто. Ребёнок не понимает кто он, для чего он, как устроен мир и все такое. Желаю Вам сил и терпения, дай Бог все будет хорошо. Но начинайте сейчас, не ждите когда тётя врач скажет что нужно провериться. Нанимайте логопедов, психологов, физио терапия. Занимайтесь.

аутизм это симптом шизофрении? это не так.
Автор, аутищм нельзя победить. Тем более в 4 года. Значит у вас его и не было. Зпр, зрр, Алалия, что угодно. Но не аутизм. Мой трещит, рот не закрывается. Но аутизм никто не отменял. ИЛИ аутичность, или лёгкую степень аутизма. Но аут есть, и к 8 годам не делся никуда.

Чего вы там победили, аутизм не излечим

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

Это как победить синдром Дауна. Нонсенс

У меня сын с отставанием в развитии. С годами догнал почти сверстников. Окончил художественный колледж. Сейчас трудоустроим и будет в коллективе.

аутизм это симптом шизофрении? это не так.
Автор, аутищм нельзя победить. Тем более в 4 года. Значит у вас его и не было. Зпр, зрр, Алалия, что угодно. Но не аутизм. Мой трещит, рот не закрывается. Но аутизм никто не отменял. ИЛИ аутичность, или лёгкую степень аутизма. Но аут есть, и к 8 годам не делся никуда.

Психиатры глаза в глаза говорили. Что ж я придумывать буду? Аутизм-симптом одного из психических отклонений, не обязательно шизофрении. Но чистым диагнозом аутизм никогда не идёт

Аутизм вылечить невозможно.
В классе моей дочери в обычной школе мальчик с аутизмом. Промучился до 5 класса, в 6 пошел в специализированную школу.

аутизм это симптом шизофрении? это не так.
Автор, аутищм нельзя победить. Тем более в 4 года. Значит у вас его и не было. Зпр, зрр, Алалия, что угодно. Но не аутизм. Мой трещит, рот не закрывается. Но аутизм никто не отменял. ИЛИ аутичность, или лёгкую степень аутизма. Но аут есть, и к 8 годам не делся никуда.

С двух лет наблюдаемся, лежали в больнице, проходили консилиум, ребенку было 2 г 10 мес когда был выставлен диагноз. Сейчас ребенку исполнилось 4 года, тест АДОС провели, врач сказал, что аутизм ушел, от аутизма ничего не осталось, только проблема с речью.

Как это Вы победили аутизм) его невозможно победить, это на всю жизнь. Сын до трёх лет нормально разговаривал, потом речь стала пропадать, потом практически перестал говорить. Говорил только если ему что-то надо. До девяти лет ставили аутизм и задержку речи, с шести лет настаивали на госпитализации в психиатрической клинике для постановки диагноза чтоб получить инвалидность и лечение корректное. До упора отказывалась. В 9 лет положили, диагноз плачевен: детская шизофрения. Аутизм не болезнь, аутизм это симптом . Сейчас ему 16, пройдено много больниц, выпито много лекарств, пролито море слез, но ничего сделать не смогли. В школе учиться не может, учитель ходит на дом, но он не может отчитать ни писать. Детская шизофрения страшна тем что личность ребёнка ещё не устаканилась и идёт деградация личности просто. Ребёнок не понимает кто он, для чего он, как устроен мир и все такое. Желаю Вам сил и терпения, дай Бог все будет хорошо. Но начинайте сейчас, не ждите когда тётя врач скажет что нужно провериться. Нанимайте логопедов, психологов, физио терапия. Занимайтесь.

Держу руку на пульсе, к сожалению, шизофрения сразу не проявляется. Занятия у нас есть с логопедом, дефектологом, психологом, курс БАК проходили, будем ходить в лого сад. Дай Бог здоровья вашему ребенку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector