Игровая зависимость у детей
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Игровая зависимость у детей

Всё о детской игромании: как оградить от неё ребенка и как вылечить

Важная информация: те, кто прочитал до конца все рекомендованные материалы, перечисленные тут: «Как вылечить наркоманию без врачей и РЦ? Пошаговая инструкция» — бросил наркотики.

Попробуй и ты! Это работает, независимо от срока употребления и вида наркотиков.

Обратится к врачу и принудительно забрать наркомана в РЦ можно здесь.

Создать тему на форуме здесь

Игровая зависимость — понятие относительно новое. Всерьез об игромании стали говорить не так давно, и, в основном, это связано с появлением и развитием компьютерных технологий. Компьютерная игра настолько поглощает ребенка, что он забывает о еде, сне и других потребностях. В таких случаях речь идет уже не просто об увлечении, а о самой настоящей патологии.

Что такое игромания?

О том, что игромания проблема, знали уже в течение нескольких столетий. Разумеется, игры были другие — это, чаще всего, были карточные настольные игры, а также все виды игр в казино. В литературе описаны многочисленные случаи азартного поведения «героев», которые проигрывали целые состояния в карты. Уже тогда игрок в семье был всеобщей бедой, потому что он мог проиграть фамильные драгоценности и даже залезть в такие долги, что семья вынуждена была «пойти по миру».

Игромания как психическое заболевание

Почему игроманию так долго не считали заболеванием? Дело в том, что другие зависимости (а в мире специалисты насчитывают до 300 различных пристрастий), такие как алкоголизм или наркомания, очень заметны, они считаются социально опасными, на борьбу с ними выделяются средства из государственного бюджета.

А о том, что игромания болезнь, и без лечения человек может погибнуть, стали всерьез говорить после компьютерного бума, когда у детей и взрослых начали появляться признаки психических заболеваний. И, хотя карты и рулетка все еще пользуются большой популярностью (просто игроки теперь

встречаются на интернет-площадках), компьютерные игры бьют все рекорды по популярности.

Тогда как ребенку можно установить лимит на игру — поставить пароль на компьютер, запретить играть более 1 часа в день — то взрослому мужчине такие заслоны не поставишь.

Почему игровая зависимость появляется так быстро? Тут ответ очень простой. Виртуальный мир — это своеобразное пространство, где человек может почувствовать себя значимым за короткое время. Прошел один уровень игры — дается виртуальная награда. Мужчина сразу чувствует себя героем, тогда как в реальной жизни приходится долго и упорно работать, прежде чем появятся первые результаты.

Признаки игромании у ребенка

  1. Ребенок испытывает непреодолимую тягу поиграть, все время разговаривает об играх, особенно с единомышленниками.
  2. Игрок не в состоянии отвлечься от игры, становится агрессивным, если его насильно отрывают от любимого занятия.
  3. Может забыть о сне и еде.
  4. Ребенок не обращает внимание на свою внешность, забывает об элементарной гигиене, не моется, не чистит зубы, ходит в грязной одежде.
  5. Меняется круг общения, игрок не желает общаться с членами семьи и давними друзьями, если только речь не идет об очередной игре.
  6. Игроман теряет интерес к своим прежним хобби и физической активности, часами и днями просиживая у компьютера.

Как решить проблему игромании в семье

Как и в случаях с алкоголизмом и наркоманией, о том, как лечить игровую зависимость, вам расскажет врач психиатр-нарколог. Именно этот специалист поставит диагноз на основании расспроса и осмотра пациента и разговора с его родственниками. Игромана не так просто привести к врачу, а сам он, как правило, проблемы не видит и больным себя не считает.

Зачастую только родственники и врачи знают, насколько серьезна эта проблема. Человек попросту выпадает из общения, деградирует, может потерять семью и работу. Если игра ведется за деньги, то игромана преследуют кредиторы, он может совершать преступления, чтобы добыть денег и отыграться.

Однако выход есть, это — полноценное комплексное лечение. Должны быть задействованы врачи, специалисты по зависимостям, психологи. Обязательно также вести работу с близкими зависимого, чтобы они не считали зависимость от игр привычкой, а осознали, что это тяжелая болезнь и помогали своему родственнику или другу вылечиться и победить страшную зависимость.

Зависимость от компьютерных игр: признаки и стадии

Психологами и психиатрами были выделены стадии этого процесса.

Стадии зависимости у ребенка от компьютерных игр

1. Легкая степень увлеченности, интерес.
Человек в компьютерной игре делает то, о чем в реальной жизни только мечтает: например, сидит за рулем гоночного автомобиля или управляет космическим кораблем. В виртуальном мире это все становится возможным. Удовольствие от этого процесса провоцирует возникновение положительных эмоций, которые необходимо повторить. Но на этой стадии он будет играть больше ситуативно, чем систематически. Или выделять себе определенное количество времени. Здесь еще нельзя говорить о том, что компьютерная игра становится чем-то значимым для играющего.

2. Увлеченность.
У человека в структуре его личности появляется новое желание – играть в компьютерные игры, происходит уже формирование мотива. И если человек не будет удовлетворять этот мотив, то возможны определенные действия по устранению негатива. Здесь необходимо подключать психолога или психиатра для работы с человеком. Главное, чтобы он сам понимал, что необходимо изменить сложившуюся ситуацию. Играющего еще можно переключить на что-то другое, не связанное с компьютером.

8(800) 551 07 01

У нас есть филиалы во всех крупных городах России

У нас есть возможность принудительно забрать в РЦ из любого города

3. Зависимость.
На этой стадии происходит переход потребности в игре на уровень физиологии. Изменяется самооценка, человек уже не может себя контролировать, у него происходит переоценка того, что есть вокруг. Здесь могут проявиться несколько форм: социализированная (поддерживаются взаимоотношения, активно используются сетевые игры, соревнования) и индивидуализированная (происходит нарушение контактов, психика воспринимает виртуальный мир как реальность). Игра становится наркотиком. Если в течение даже небольшого времени нет удовлетворения потребности, то начинают проявляться негативные эмоции, отказ от реальности, депрессия.

4. Привязанность, угасание.
На этой стадии проявляется уменьшение игровой активности человека, происходит восстановление личностных характеристик играющего. Человек еще не может полностью уйти от компьютерных игр, но уже меньше уделяет внимания им. Это длительная стадия, прохождение которой возможно в течение всей жизни человека.

Признаки компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр можно определить по следующим признакам:
1. Нежелание отвлекаться от игры.
2. Сильное раздражение, если вынудили отвлечься.
3. Неспособность спланировать свое время.
4. Трата крупных сумм на игровую атрибутику.
5. Домашние дела уходят на второй план.
6. Нет внимания к своему здоровью.
7. Злоупотребление различными энергетическими напитками.
8. Еда, не отходя от компьютера.
9. Эмоциональная эйфория во время игры.
10. Обсуждение соответствующих тем со всеми.

При обнаружении этих признаков, особенно у подростков, необходимо обратить на них особое внимание: учить человека регулировать свои эмоциональные переживания, выстраивать отношения с окружением, расписывать свой день. Однако если будут ссоры на почве компьютерных игр, отключение Интернета, лишение других удовольствий, то такой человек будет всячески стремиться уйти из дома, чтобы ему никто не мешал.

В целом, многие исследователи отмечают, что зависимость от компьютерных игр полностью не проходит никогда, она может только постепенно угасать, приводя в нормальное функционирование все личностные системы человека.

Влияют ли игры на психику ребенка?

Игромания и психические деформации из-за того, что люди играют в жестокие видеоигры в течение слишком длительного времени, является весомой проблемой на данный момент. Люди буквально теряют связь с реальностью, а также могут «переносить» события игр на реальный мир. Это действительно серьезно, так как большой угрозе подвергаются как близкие, родные, так и сами жертвы игромании.

Так, за последние двадцать лет произошло несколько резонансных случаев, связанных с играми и зависимостью от них.

Пару лет назад подросток несколько недель подряд играл в компьютерную игру, истощил свой организм, а когда к нему пришла его мать и попыталась выключить компьютер, он схватил с полки статуэтку и ударил женщину по голове. Она скончалась, а парня посадили в тюрьму.

И, к сожалению, этот случай далеко не единственный, тут и там люди фактически сходят с ума из-за компьютерных игр.

Но так ли это всё однозначно?

Да, проблема игромании существует и требует немедленного решения, но виноваты ли игры в этих бедах? Давайте в этом разберёмся.

В первую очередь ответственность за покалеченную психику ребёнка полностью лежит на плечах его родителей. Во что можно играть, что можно смотреть – это решают именно родители. Если родитель не следит за деятельностью своего чада, то с очень большой вероятностью, ребенок, практически не имеющий житейского опыта и едва научившийся мало-мальски автономно существовать, оступится, а последствия этого проступка могут быть весьма плачевны.

Например, мама одного мальчика купила ему приставку, и, вместо того чтобы хотя бы проследить за тем, по сколько часов в день он сидит и играет в приставку, а вдобавок и во что он играет (а он играл в игры 18+, а мальчику на тот момент было не больше 12 лет), она оставляла его на целый день и уходила на работу, на гулянку и прочее и прочее. К чему же это в итоге привело? К тому, что у мальчика появился лишний вес, сколиоз, да и психическое его состояние оставляло желать лучшего: он стал нервным, проявлял жестокость как к матери (хамил, кричал на неё), так и к животным.

Из данной ситуации мы видим, что игры сами по себе не являются причиной расстройств. Всё идёт из семьи, в здоровой и любящей семье, где действительно заботятся о детях, окружают их вниманием, подобные ситуации возникнут либо крайне редко, либо их не будет вообще.

Итак, в итоге можно сказать, что нужно просто окружить ребёнка заботой и любовью, и не пренебрегать возрастными ограничениями игр, ведь если на коробке с игрой наклейка 18+, это сделано не просто так. Да, некоторые игры способны повлиять на психическое состояние, но если играть в них по часу, по полчаса в день, ничего страшного не случится и не выйдет за рамки развлечений. В первую очередь ребенку необходима забота родителей, и если он ее не получает, то и уходит «в мир игр и грез».

Как оградить ребёнка от игромании

Компьютерные игры приносят свою пользу. Игры бывают увлекательные, познавательные. Но польза будет только в том случае, если порцию игр на компьютере ребёнок получает дозированной, а мама в курсе, во что он играет.

Часто компьютерные игры превращаются в постоянное времяпровождение. Родители обеспокоены тем, что у ребёнка портится зрение, осанка, он не хочет идти гулять со сверстниками, забывает даже поесть. Оторвать от игры стоит большого труда, иногда дело заканчивается скандалом.

Когда формируется зависимость от компьютерных игр

Ничто так не привлекает маленького ребёнка, как яркие силуэты, движущиеся на экране, громкие звуки. Движение на экране удерживает внимание даже взрослого человека, не говоря о ребёнке. Как только малышу показали, что можно самому управлять яркими машинками, одевать или раскрашивать куклу на экране, начался новый этап развития.

Дети — фантазёры. Игра предлагает им попробовать себя в роли принца или отважного воина, в роли феи, управляющим суперсовременной машиной. Малыш погружаются в сказку. Если младший детсадовец не может самостоятельно выбрать себе игру, то старшим детям компьютерные игры доступны. Часто ребёнок легко может скачать себе нужную игру при свободном доступе в сеть интернет.

Если процесс не контролируется постоянно родителями, достаточно быстро возникает зависимость. Ребёнок занят мыслями об игре и думает только о том, как быстрее к ней вернуться.

Как оградить ребёнка от этой зависимости

1) Контролировать поведение. Не следует в присутствии ребёнка просиживать за компьютером, гоняясь за стадами виртуальных животных в увлекательном сафари. Показывать ребёнку, что это одно из развлечений, но не нужно отдавать ему много времени.

2) Сидение за компьютером не должно быть моментом, избавляющим родителей от занятий с детьми. В таком случае ребёнок скоро сам станет находить утешение в компьютерных играх.

3) Награждать игрой в компьютере тоже не стоит, особенно за незначительное дело: вымыл руки, допил молоко.

4) Время, проведённое с родителями, увлекательнее сидения за компьютером. Когда малыш захочет посидеть и поиграть в «Гонки», «Переодевалки» например, предлагайте поиграть с настоящими игрушками, машинками, куклами. Никакая виртуальная игра не заменит радость и пользу живого общения.

5) Заострять внимание на проблеме зависимости от игр не нужно. Постоянное проговаривание повышает значимость компьютерных игр в глазах ребёнка.

6) Если проблема возникает в подростковом периоде, избавиться от неё сложнее. Совсем оградить ребёнка от компьютера не получится и не нужно. В свободное время ребёнок будет стремиться к тому занятию, которое ему интересно. Если ему интересны игры на компьютере, пусть у него останется на это столько времени, сколько разрешит родитель. Остальное время незаметно распределяется между другими делами, важными и полезными: выполнение домашнего задания, спортивная школа, помощь по дому, кружки, прогулка с родителями.

В современный век высоких технологий, когда незрелой психике детей предлагается множество виртуальных миров, легко потерять здорового ребёнка и получить больного игроманией. Родители ответственны за здоровье ребёнка и его душевное состояние.

Читать еще:  Как избавиться от зависимости к социальным сетям

Игровая зависимость – так дети ищут выход или выражают протест

Азартные игры – не обязательно на деньги

– Наталья Валерьевна, что такое игровая зависимость у подростков с медицинской точки зрения?

– Игровая зависимость – это патологическое влечение к азартным играм – психическое расстройство. В Международной классификации болезней (МКБ-10) она отмечена в разделе «расстройства привычек и влечений».

Пока подростки не внесены в этот реестр: в 1996 году, когда создавалась МКБ-10, подростковой игровой зависимости, возможно, не существовало. Скоро появится новое издание, МКБ-11, и я уверена, что в ней уже будет рубрика, посвященная интернет-зависимости у детей и подростков.

Игровая зависимость схожа по клинической картине и причинам возникновения с химическими, но в случае с игроманией отсутствует химический агент.

Необходимо заметить, что нехимические зависимости достаточно разнообразны, наиболее часто возникающие внесены в тот же раздел, а именно – пиромания (страсть к поджогам), клептомания (страсть к воровству без умысла обогатиться), трихотилломания (навязчивое и непреодолимое выдергивание волос) и т.д. Зависимостей много, наиболее распространенных из них три: алкоголизм, наркомания, игровая зависимость. Две из них являются зависимостями от психоактивных веществ.

Кстати, при лечении химических зависимостей физическую зависимость снять легко. То есть – убрать стремление организма получать конкретное химическое вещество. А вот с психологической составляющей, воспоминанием человека о том, как он мог войти в другой мир, не реальный, и уйти от проблем, – очень сложно работать.

– Вы сказали про азартные игры, но ведь в компьютерные игры играют чаще всего не на деньги?

– Да, у них нет так называемой монетарной зависимости, их влечение не несет материального поощрения. У них зависимость эмоциональная и психологическая, которая затем, если у ребенка, подростка есть «патологическая почва», развивается в серьезнейшую патологию. Монетарный механизм тут уже не важен.

– Каковы последствия игромании для человека?

– Как у любой другой зависимости, в том числе химической. Они – чудовищные. Мелькание экрана, резкие звуки во время игры влияют на биоэлектрические потенциалы мозга. Если у ребенка когда-то в детстве была гипоксия (любой этиологии), лунатизм, то это при игре по пять-семь часов в день может привести и к эпилептическому припадку.

На фоне игромании может развиться психоз, психоэмоциональное возбуждение, когда дети могут драться с родителями, разбивать все вокруг – это угроза самому ребенку и окружающим. О потере связи с социумом, деградации и прочем, думаю, и говорить не стоит – это всем известно.

– Но ведь нельзя же в современном мире ребенка оградить от компьютера и компьютерных игр?

– Да, конечно, мы не можем сейчас их оградить: технологии развиваются, и компьютер, конечно, приносит не только вред. Все зависит от качества информации, получаемой ребенком, от того, какие функции используются им на компьютере, с какого возраста. А также от того, сколько времени проводит подросток или ребенок за компьютером.

Когда я начинала работать с зависимыми от азартных игр, у нас считалось, что проводить больше двух часов за компьютером подросткам нельзя. Патологией считалось, если ребенок находился у монитора больше четырех часов в сутки. Сейчас наши зарубежные коллеги эти границы расширили (учитывая учебные материалы, которые школьники ищут в интернете, и прочее) и утверждают, что мы можем говорить о патологической зависимости, если подросток более пяти-семи часов находится у компьютера.

В стрессе ребенок начинает искать выход

– Как все начинается?

– Знакомство ребенка с компьютерным устройством начинается с познавательных программ, развивающих игр.

Потом дети идут в школу. Границы социума расширяются, и появляются сверстники, которые знают другие игры, более затягивающие, более агрессивные. Начинается обмен играми. В этот момент может произойти что-то негативное для ребенка. Допустим, он плохо находит общий язык с учителем, в классе у него возникают трудности с общением.

Замкнутые дети, или просто испытывающие трудности с общением, находят утешение и самоутверждение, проводя время за играми: там они переживают все свои самые лучшие и яркие эмоции.

Как только ребенок, его организм, его душа понимает, что там ему комфортнее, он всячески стремится уйти в этот виртуальный мир, где он чувствует себя и героем, и защищенным.

Особенно опасны сетевые игры. В сетевых играх ребенок находит друзей. Пусть у них «ники» – почти собачьи клички, но он воспринимает их именно как друзей, с которыми он занимается одним делом. Начинается с этого, а дальше – природа. К сожалению, только 30% из играющих – это ребята абсолютно здоровые.

– В медицине, в психиатрии есть такое понятие – «неблагоприятная почва». Это означает, что еще до возникновения минимальной увлеченности компьютерными играми у детей были явные или скрытые проблемы со здоровьем (неврологические или психические).

Какие-то заболевания передались им генетически, а какие-то были получены в процессе внутриутробного развития, во время травмирующих родов, полученных травм головы и т.д. И вот на такой «подходящей почве» легко может возникнуть патологическая зависимость.

В таких случаях все нужно дифференцировать с детским психологом, с детским или подростковым психиатром. Определение биологической причины игромании позволит помочь психологам работать с проблемой более продуктивно. И высококвалифицированные психологи это отлично понимают. Ведь, кроме поучений и каких-то психологических моментов научения жизни без компьютера, необходимо еще и лечение основного заболевания. Проблема в том, что родители, которые обращаются за помощью (если они обращаются, спасибо им большое), не хотят принимать того, что у ребенка не все в порядке, они говорят: «У нас ребенок здоров, никаких лекарств не надо».

У нас все боятся психотропных лекарств. Между тем «тропность» означает предпочтение, то есть эта группа лекарств «благосклонно» относится к душевным расстройствам. К этой группе лекарств также относятся и любимые всеми препараты, улучшающие питание и кровообращение мозга. Порой бывает достаточно просто назначить именно эти препараты для того, чтобы снять тревогу у пациента, и дальше уже – начать занятия с психологом.

– То есть при лечении игровой зависимости нужна медикаментозная поддержка?

– Да, для лечения уже возникшего процесса и при условии выявления нарушения психики – я убеждена в этом. Индивидуально, в зависимости от каждого случая.

– 30% – это полностью здоровые ребята, которым ничего в этом смысле не угрожает?

– Есть социально-психологические проблемы, о которых мы уже начали говорить. Взрослые часто начинают играть после перенесенного стресса, например, стрессом у отцов может быть даже рождение первого ребенка.

У детей может быть стресс, например, когда ребенок не очень хорошо знает математику, ему не помогают, он не признается, что не понимает, и начинает замыкаться. Учительница начинает делать ему резкие замечания, ученики в классе смеются – всем известная детская жестокость. Если он попадает в эту ситуацию, то может начать играть, чтобы заглушить свои внутренние переживания. Это самый простой пример, а стрессов у ребенка и подростка – хватает.

Все мы знаем о подростковой любви, которая всегда переносится тяжело…

Вообще, любой человек в стрессовой ситуации рано или поздно начинает искать выход, и не обязательно плохой. Было бы правильно, если бы родители в этот момент были рядом. И помогли найти выход ребенку. Если, например, в этот момент девочка начнет заниматься танцами – это тоже будет выход. Но проще дома включить компьютер.

Бунт «хороших детей»

– Бывает, что игроманией начинают страдать хорошие дети, не обделенные родительским вниманием…

– Когда начинают играть в нашем социальном понимании хорошие дети – это реакция протеста. Не секрет, что родители часто за детей принимают решения даже в ситуации выбора профессии.

Нередко родители решают за ребенка, куда он пойдет учиться. Я очень часто сталкиваюсь в своей практике с ситуацией, когда у ребенка, может быть, еще нет четкого определения, кем бы он хотел стать, но ему тяжело, допустим, дается математика. Но родители решили, что он пойдет в технический вуз (династия, смогли договориться, есть военная кафедра и тому подобное). Они видят в нем инженера, к примеру, и настаивают.

Ребенок сдает экзамены и идет учиться. Обычно такое обучение заканчивается через три-четыре месяца, но он по-прежнему ходит в институт, а на самом деле – начинает играть. Он уходит из реальности, выражая так внутренний протест. Протест – это же не всегда, когда ребенок топает ногами и ругается.

Внутренний протест страшнее, его внешне можно не увидеть.

– Вы упоминали о том, что зависимость может передаться от родителей. То есть папа играет, и сын станет играть?

– Не обязательно папа именно игроман. Есть неблагополучные семьи, где отец сильно злоупотребляет алкоголем, и тогда мама говорит: «Сынок, ты видишь, что происходит? Ты должен это запомнить, тебе нельзя употреблять алкоголь ни в каком виде, потому что у папы зависимость и, не дай Бог, ты тоже станешь зависимым». Ребенок понимает, что ему нельзя это делать – употреблять алкоголь.

А зависимость никуда не делась, она есть в генах. Если ему на пути встретилась компьютерная игра, то его ген зависимости нехимически проявится в игре. Поэтому нужно настраивать ребенка иначе: «Папа слабый, у папы слабая воля, поэтому, чтобы с тобой не случилось такого, сынок, давай с тобой займемся спортом, займемся общественным трудом, волонтерством, чтобы стать сильным, благородным, научиться помогать себе и другим людям».

– Обычно психологи говорят, что ребенок должен быть занят, у него должно быть много увлечений, и тогда шанс увлечься «плохим» минимален. Но, оказывается, это тоже не всегда работает: ребенок вроде бы занят, ходит на разные кружки, а потом оказывается зависимым от компьютерных игр?

– Его нагрузили – это правильно. Но ему должна нравиться эта нагрузка, и он должен понимать, для чего она.

Отправили на танцы, образно говоря, для того, чтобы у него была хорошая походка, хорошая осанка, чувство ритма, которые ему в жизни пригодятся. Если его отправили на иностранный язык, он должен понимать, для чего ему нужен этот иностранный язык. Когда это просто цепь обучений и развлечений без всякой цели, то все равно человек задается вопросом: «Для чего я все это делаю?» И в этом графике в любом случае должны быть два часа, если он хочет, на какие-то занятия на компьютере. Понятно, что речь о школьниках.

Ведь сегодня дети даже задания друг другу отправляют с помощью социальных сетей.

Совсем лишать компьютера ребенка нельзя: запретный плод всегда сладок.

Никогда нельзя наказывать «отлучением от компьютера»: «Если ты получил двойку, ты сегодня не будешь играть на компьютере». Это вызовет как раз протест.

Компьютер с большим экраном и самый простой телефон

– Про запретный плод. Допустим, ребенку спиртное дают попробовать лет в 16. В каком возрасте должно начинаться знакомство с гаджетами?

– Думаю, когда ребенок идет в первый класс. До поступления в школу он должен знать, что такое компьютер, уметь им пользоваться. Повторяю, компьютер с большим хорошим экраном – никаких планшетов! Они, кстати, могут катастрофически снижать зрение.

Вместо планшетов и смартфонов – самые простые телефоны, чтобы можно было связаться с родителями и чтобы там не было игр.

Когда родителям нужно бить тревогу, что есть риск появления игромании?

– Это определяется достаточно легко. Допустим, у ребенка есть выделенное время для занятий на компьютере. К нему приходит мама, папа, няня и говорит, что все, на сегодня хватит, а он начинает нервничать. Эффект потери чего-то – волноваться, даже в каких-то случаях грубо отвечать. В этой ситуации можно побеседовать с ребенком, с психологом: выяснить, почему он хочет играть больше, какие у него для этого есть причины.

– Кто больше подвержен игровой компьютерной зависимости – мальчики или девочки?

– У нас есть статистические данные западных исследователей, но, думаю, ситуации схожи. Из девочек 30% увлекаются компьютерными играми настолько, что это может представлять опасность. Из мальчиков – 70%. В моей практике (я больше занималась взрослыми) женщин было всего 3% на выборке 350 человек. Женщине всегда есть чем заняться, отвлечься, например созиданием, даже если это трехлетняя девочка.

– Есть ли данные, дети из каких семей больше страдают компьютерной зависимостью – из многодетных, из семей, которые воспитывают одного ребенка?

– Насчет многодетных семей или семей с одним ребенком сказать сложно – здесь нет никакой корреляции.

Кстати, нет никакой корреляции между полными семьями и семьями, где ребенка воспитывает одна мама, один папа.

Можно заметить, что чаще компьютерная зависимость наблюдается в семьях, где явно прослеживаются гиперопека или гиперпротекция.

– А что касается благополучных и асоциальных семей?

– Тоже нет корреляции. В асоциальных семьях, кстати, если у ребенка нет генетической предрасположенности, он может стараться приложить усилия, чтобы не стать таким, как его асоциальные родители.

Рассказ, что у алкоголиков обязательно будет ребенок-алкоголик – неправда. Я не защищаю асоциальные семьи, просто хочу разрушить существующий миф.

Поэтому неважно, семья благополучная или неблагополучная – риск появления игровой зависимости больше зависит от ребенка, его личностных характеристик, его взаимоотношений с социумом, с окружением.

Читать еще:  Последствия компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр у детей и как ей противостоять

Наверное, многие родители задумывались о том, почему дети привязываются к компьютерным играм. В то время как преданность другим видам деятельности редко наблюдается в дошкольном возрасте, зависимость от компьютерных игр у детей может развиваться уже в этот период. Как этому противостоять, как уменьшить удельный вес компьютерных игр в жизни детей? И как привить ребенку желание заниматься более полезной деятельностью?

Детская (и не только) зависимость от компьютерных игр

В формировании привязанности к компьютерным играм, так называемой игромании, имеет значение целый ряд факторов. Но наибольшее влияние оказывает воздействие на психофизиологические основы человека. Говоря обыденным языком, компьютерные игры организованы так, что малейшее эффективное действие играющего, с точки зрения правил игры, получает моментальную поддержку.

Особенно этот хитрый метод используется на первых порах. Только игрок сделает верный шаг, ему уже начисляются очки, на мониторе появляются слова, выражающие восхищение игроком, присваивается статус и подобные поощрения. Такая поддержка, или подкрепление, как принято называть ее в научных работах, оказывает моментальное воздействие даже на животных. Что уж говорить о ребенке!

Та поддержка, которая вызывает приятные эмоции, называется положительным подкреплением. Но бывает и отрицательное подкрепление. Отрицательное – потому что основано на вызывании отрицательных эмоций; подкрепление – потому что подталкивает к нужному поведению.

Например, в компьютерных играх это может быть потеря очков, непривлекательный статус, неприятный звук и т.п. В любом случае, это вызывает у игрока досаду, раздражение, злость, а главное, желание тут же исправить ситуацию и получить положительную поддержку своих действий. И она незамедлительно наступает! Вот этим и удерживает виртуальное пространство.

Причины формирования зависимости от компьютерных игр

Увлечение детей играми на компьютере, планшете, телефоне и других гаджетах происходит очень рано по причине уже столь привычного их присутствия в современной жизни. Познавательный интерес ребенка не может пройти мимо кнопочек, клавиатур и ярких экранов.

Если же при нажатии «кнопочек» включается увлекательное действо, оно, несомненно, приковывает внимание ребенка. Станет ли компьютерная игра магнитом для ребенка, зависит от многих причин. Их можно разделить на основании воздействующих механизмов. Причиной зависимости может стать:

  • психофизиологические особенности ребенка
  • отсутствие альтернативных интересов
  • попустительское отношение взрослых к ребенку

Влияние особенностей детей на привязанность к играм

К счастью, компьютерными играми увлекаются не все дети. Большинство доступных ребенку виртуальных игр требует быстрых реакций, внимания к деталям. В дошкольном возрасте еще сложно держать под контролем все происходящее на экране и распределять внимание. Однако несколько тренировок, и вот уже малыш улавливает суть, какие действия приводят к желанному результату. Формируется азарт, вновь и вновь притягивающий ребенка к игре.

К тому же разработчики компьютерных игр не дремлют и создают новые развлечения. Кроме игр-стимуляторов, требующих быстроты и ловкости, появилось множество игр-стратегий. Дети могут создавать виртуальный быт, хозяйство. Вместо того, чтобы включиться в реальную сюжетную игру и прочувствовать конкретную роль, ребенок может часами кормить виртуальных животных.

Тихому застенчивому ребенку проще находится в созданном им самим и с помощью компьютера пространстве. Не нужно вступать в межличностные отношения с другими, нет необходимости искать общий язык с более активными детьми…

Отсутствие альтернативной увлекательной деятельности

Предпочтение виртуальной реальности ребенком может быть связано с нереализованной потребностью в яркой и увлекательной реальной жизни.

Каждый ребенок нуждается в проявлении эмоций, в радостных ощущениях, в счастливых событиях. Если жизнь дошкольника скучна и однообразна или заорганизована амбициозными родителями, маленькая личность пытается найти выход и разнообразить свои дни тем, что на самом деле увлекательно.

Что происходит в реальной жизни? Мама говорит ребенку: «Собери свои игрушки, потом разрешу смотреть мультик». Мало того, что сам процесс наведения порядка малопривлекательный для дошкольника, так и подкрепление наступит только по завершению всей работы.

А как же воспитывать потребность помочь маме, стремление к порядку, — воскликнут возмущенные родители. Увы, это те качества, с которыми не рождаются, а которые постепенно формируются у маленького человека. Чтобы они сформировались, нужен и постоянный пример взрослых, родителей в первую очередь; и положительное подкрепление, причем последовательное и многократное; и дозированное привлечение ребенка к исполнению посильных ему обязанностей.

Попустительское отношение родителей

Родители, как правило, не желают признавать того, что они сами могут привязать своего ребенка к компьютерным играм. Хотя данный факт встречается нередко. Например, мама желает пообщаться с подругой по телефону, а малыш требует ее внимания: засыпает вопросами, просит поиграть вместе, капризничает. Мама, как спасательный круг, хватает гаджет, включает занятную игру и вручает ребенку.

Или же пришли гости. Родители демонстрируют своему дошкольнику долгожданную покладистость и разрешают сколько угодно сражаться в компьютерной игре. Лишь бы не мешал общению с гостями. Дети быстро улавливают, что существуют лазейки в получении разрешения на игру, и используют в дальнейшем.

Подобные ситуации часто встречаются в семьях, где сложился попустительский стиль воспитания детей.

Как противостоять проблеме зависимости

Для того чтобы не допустить проблемы зависимости от компьютерных игр в дошкольном возрасте, родителям важно позаботиться о развитии интереса у ребенка к традиционным соответствующим возрасту видам деятельности. Рисование и конструирование, сюжетные и подвижные игры, чтение и рассказывание сказок – те занятия, которые, действительно, необходимы и полезны дошкольникам.

Нужно приложить все усилия, чтобы ребенку стало интереснее заниматься реальной, чем виртуальной деятельностью.

Не стоит ждать чуда и надеяться, что полезные предпочтения сформируются сами по себе.

Взрослым необходимо вооружиться важнейшими правилами:

  1. Регулярно проводить время с ребенком в совместных играх и занятиях (вместе нарисовать картинку, сделать аппликацию, разыграть сказочную сценку, приобщить к бытовым обязанностям, привлекающим малыша).
  2. Подкреплять похвалой, поощрением, своей заинтересованностью самостоятельную деятельность дошкольника.

Например, подарив ребенку конструктор, сначала нужно вместе потрудиться над изготовлением моделей. Увидев результат, созданный умелыми взрослыми руками, дошкольник берется самостоятельно соединять детали. Если в это время не будет поддержки со стороны, ребенок просто забросит не поддающуюся конструкцию.

Это вовсе не значит, что нужно прерывать дело, за которое взялся дошкольник, и организовывать всякие «развлекалочки». Но подойти во время работы несколько раз к ребенку, похвалить, подсказать, не только можно, но просто необходимо.

А как это часто бывает: родители дадут своему ребенку задание (нарисуй, построй), а сами погружаются в свои дела. Если малыш примчится через несколько минут с наскоро выполненным результатом, взрослые замечают только ошибки, неаккуратность. При этом они не скупятся на выражения, убивающие в ребенке не только желание выполнить работу, но и порождающие неприятие к самому процессу.

Скажете, отрицательное подкрепление, как в компьютерных играх? А вы обратите внимание на количество этого подкрепления в сравнении с положительной поддержкой. Если оно занимает не более чем пятую часть по сравнению с поддержкой, то станет уместным и полезным. А если наоборот? Вместо того чтобы, сокрушаться об ошибках, хвалите своего ребенка за каждое правильное действие.

Каждая ситуация индивидуальна, но подход один и тот же: хвалите ребенка своевременно и часто; ругайте только по существу. Если же взрослый видит много оснований для порицания и не находит поводов поддержать ребенка, то проблемным поведением отличается, в первую очередь, этот взрослый, как бы прискорбно ни было это осознавать.

Может быть, вы когда-нибудь обращали внимание на то, как тренируют спортсменов. Грамотный тренер сиюминутно реагирует на правильно выполненное действие, чтобы спортсмен понимал какие именно движения нужно закрепить. В отношении ребенка нужно не только обратить внимание на правильные действия, но и эмоционально поддержать и похвалить его. Именно такие условия будут развивать интерес ребенка к тому, чем он занимается.

Трудно родителям быть такими внимательными и эффективными? Да, трудно. Родителем быть – это изначально задача непростая и ответственная. Но, если вы научитесь положительно подкреплять правильные действия и поступки ребенка, у вас получится увлечь его реальными делами. А это главное в противостоянии зависимости от компьютерных игр.

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Читать еще:  Игровая зависимость статьи

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

Причины и последствия компьютерной зависимости у детей

Родителей нередко страшит компьютерная зависимость у детей. Но в современном мире люди вынуждены проводить в виртуальном пространстве большую часть времени. Грань между побегом от реальности, тяжелой зависимостью и адекватным использованием компьютера зачастую почти незаметна. Как различить ее? Как помочь детям, получившим пагубное пристрастие?

Виды зависимости от гаджетов

Компьютерная зависимость – понятие широкое. Психологи разделяют её на два вида – кибераддикцию – пристрастие к компьютерным играм и сетеголизм – нездоровую привязанность к интернету

Кибераддикция

Пристрастие к видеоиграм некогда было главной «страшилкой» журналистов. По родительским сайтам блуждали истории о мальчике, убившем родителей из-за запрета играть, об игроманах, сидящих перед экраном сутками, о воровстве денег ради покупок в виртуальном пространстве (Донат). Во многом опасность преувеличивали, однако дыма без огня не бывает – игровая зависимость существует. Вызывают ее разные факторы – для киберспортивных дисциплин, таких как Dota или WOT, причиной является азарт. Если игра персонализирована – то есть игрок примеряет некую роль – причиной становится бегство от реальности, проблем, неудач. Примерами подобных видеоигр являются одиночные шутеры, квесты, RPG, стратегии. Увлечение ими схоже с увлечением книгами романтичными подростками.

Определённые риски несут многопользовательские ролевые онлайн-игры типа World of Warcraft или TES Online. Их пройти фактически невозможно, однако игроку приходится непрерывно заниматься «прокачкой» персонажа, чтоб занять ранг в иерархии других геймеров. При игровой зависимости у детей пропадает интерес к окружающему миру.

Сетеголизм

Вторым видом компьютерной зависимости является сетеголизм. Здесь родителю стоит насторожиться. Дети и особенно подростки способны часами проводить в соцсетях. Одним социальные сети дают возможность примерить иной облик, создав «фейк». Для других они, наоборот, стали инструментом, чтоб привлечь внимание.

Отдельной проблемой является интернет-серфинг. Это бесцельное брожение по ссылкам с одной веб-страницы на другую, схожее с катанием серферов по волнам. Время, проведенное за таким занятием, улетает незаметно. Порой человек сам не осознает риск. Причиной интернет-серфинга служит потребность в непрерывном поглощении ненужного количества информации – забавных роликов, анекдотов, смешных картинок и прочей информационной пены.

Основные симптомы игромана и сетеголика

Родителям знакома картина – дитя уставилось в экран планшета или компьютера, игнорируя окружающий мир. Откликается после громкого крика, сильно раздражаясь. Гаджеты предпочитает телевизору, книгам, «традиционным» игрушкам.

Раньше компьютерной зависимостью считалось препровождение за экраном более одного-двух часов. Ныне постоянное времяпрепровождение в виртуальном пространстве стало нормой. Где найти хрупкую грань между адекватным использованием компьютера и пристрастием?

Психологи выделяют десять признаков компьютерной зависимости у детей.

  1. Неспособность использовать компьютер во временных пределах, установленными родителями. Попытка оторвать чадо от любимого гаджета заканчивается скандалом. Некоторые игроманы, лишившись игры, закатывают истерики. Появление смартфонов и планшетов значительно усложнило контроль.
  2. Ребенок постоянно ищет гаджет, оснащенный функцией интернет-связи. Если родитель ограничивает доступ к основному компьютеру, то используется телефон или планшет. Нужда в интернете связана чаще с зависимостью от соцсетей. Но иногда молодежь, чтоб отвлечься от окружающих проблем, может уйти в бесконечный веб-серфинг.
  3. Предпочтение компьютера родным, близким, друзьям… Юному игроману становятся неинтересны семейные мероприятия, исчезает интерес к прогулкам. Однако это часто оказывается своеобразной реакцией на внешние проблемы. Травля одноклассниками в школе, отсутствие общего языка с родителями, сложности в общении со сверстниками приводят к тому, что становится проще уйти в виртуальный мир.
  4. Отказ от обязанностей, начиная от домашней работы (мытья посуды, приготовления пищи, уборки, помощи взрослым) и кончая гигиеной. Виртуальная реальность занимает все больше времени. Остальное отходит на второй план. Заядлого игромана отличает затрапезный внешний вид – мятая одежда, сальные волосы, прыщи.
  5. Невозможность отказаться от телефона даже во время приема пищи или купания в ванной.
  6. Общение происходит преимущественно в сети. Этот симптом схож со третьим – так как сигнализирует, что вашему сыну или дочке сложно освоиться в обществе сверстников.
  7. Пренебрежение учебой, спортом, творчеством. Игра или интернет вытесняют школьные обязанности. Нет силы воли на дело, где нужно усилие воли. Прогулы в школе, пропуски тренировок — тревожный сигнал.
  8. Лишившись всех гаджетов, ваш сын или дочь не знают, чем заняться, и впадают в ступор, который сменяется апатией и нежеланием заниматься чем-либо вообще.
  9. Лишившись гаджетов, ребенок становится агрессивным и раздражительным – продолжается открытая конфронтация с родителями.
  10. Ребенок не рассказывает о том, чем он занимается в виртуальном пространстве. Этот симптом можно счесть исключением – скрытность характерна для подростков и не является признаком тяжелой зависимости, хотя и указывает на возникновение проблем, но уже иного типа.

Влияние игромании и сетеголизма на организм

Нередко родитель смиряется, что чадо проводит все время в интернете или игре. Но зависимость, кроме запущенной учебы, приводит к более серьезным последствиям:

  1. Долгое сидение за компьютером увеличивает вероятность развития гиподинамии. Недостаточная активность приводит к ослаблению мышц. Человек начинает страдать одышкой. Следствием гиподинамии является ожирение.
  2. Постоянным спутником ограниченной подвижности являются проблемы с позвоночником. Человек, неотрывно сидящий за компьютером, не имеющий силы воли встать и размяться, начинает страдать сутулостью и остеохондрозом. Есть вероятность развития такого заболевания как туннельный синдром запястья, сопровождающийся болями в пальцах и онемением.

Напряжение позвоночника в районе шеи приводит к перебоям в снабжении мозга кислородом. Следствием этого становится легкая вегето-сосудистая дистония – головная боль, быстрая утомляемость, головокружение.

  1. Длительное времяпровождение перед компьютером, планшетом или телефоном приводит к ухудшению зрения. Конечно, современные экраны гораздо лучше гигантских кинескопов, которые еще применялись десять лет назад, но и они не гарантируют стопроцентной защиты.

Постоянное использование гаджетов увеличивает риск развития «синдрома сухого глаза» — пользователь начинает жаловаться на покраснение, ощущение «песка в глазах», постоянный зуд.

  1. Нередко игроманы или сетеголики страдают психологическим перенапряжением. Вопреки распространенному мнению, жестокие игры непосредственно почти не влияют на людей. Однако долгое повторение монотонных действий в игре вызывает усталость, «выгорание».

Особенности отношения детей и компьютера

Интересный факт – компьютерной зависимости подвержены мальчики в возрасте от 12 до 15 лет. Многие взрослые согласятся с данным утверждением.

Следовательно, игровая зависимость присуща всем возрастам (классический пример – борьба с играми «офисного планктона» на работе), но у детей пристрастие к играм и интернету имеет ряд особенностей, которые увеличивают риск зависимости. Прежде чем рассказать о борьбе с игроманией, необходимо поведать о них.

Современные ребята – родившиеся после 2001 года – относятся к условному «Поколению Z». Их окружали гаджеты практически с рождения, и это факт, который стоит принять. Молодежь с телефоном или планшетом в руках может читать Толстого или смотреть образовательный фильм – им так удобнее, чем тащиться в библиотеку за бумажной книгой или отбивать телевизор у бабушки.

Однако использование планшета в качестве книги или телевизора формирует «клиповое мышление» — дети усваивают информацию поверхностно, перескакивают с темы на тему, «растекаются мыслью по древу». Эффективным способом справиться с клиповым мышлением становится метод Помидора – выполнение однообразного действия – чтение или просмотр в течение 25 минут, короткий отдых, продолжение работы. Так ваши дочь или сын научатся контролировать и ценить свое время.

Вторая особенность поколения Z – это тотальная отчужденность. Интернет заполнен ностальгией взрослых по временам без компьютера, когда они сутками пропадали во дворах. Но надо понимать, что в условиях современного мегаполиса нет той атмосферы дружелюбия. Улица для подростка, особенно живущего в каком-нибудь районе панельных новостроек, — это враждебный мир, наполненный хулиганами и преступниками. Ему проще найти друзей по интересам в Сети.

Отчужденность возникает и в школе. Непонимание одноклассников, культ потребления, где лучшим считают не талантливого или способного подростка, а того, кто купил оригинальный «хайповый шмот», также толкают детей в виртуальный мир.

Наконец, отчужденность проявляется в семье. Взрослые, занятые работой, часто забывают про детей. Бывает, наоборот, дотошные родители тянут их в свой мир с дачей и сериалами, который не менее чужд впечатлительной и поэтической натуре.

Борьба с игроманией и сетеголизмом

Итак, прежде чем начать борьбу с компьютерной зависимостью, взрослому стоит понять причины формирования этой зависимости у ребенка.

Психологи нередко советуют поиграть с ним. Крики, нотации, угрозы — лишь отдалят вас от ребенка. Постарайтесь выяснить тип игры и мотив детей играть в нее – спортивный азарт или побег от мира.

Если ребенок уходит в игру из-за неприятия окружающего, уделите ему внимание. Бывают случаи, когда родители, напротив, действуют излишне навязчиво. Проявите интерес к увлечениям сына или дочери, а не тащите их в свои.

Отыщите первопричину бегства от реальности. Неприятие в школе, несчастная любовь, нагрузка, от которой сломался бы и взрослый, – любая проблема решаема, но является отдельной темой.

Нередко на сайтах, рассказывая о вреде компьютеров и планшетов, рекомендуют в качестве альтернативы спорт или хобби. Это помогает, но только если ребенок проявляет к ним интерес.

Добившись взаимопонимания, постарайтесь объяснить, что игры или какие-нибудь занятия в интернете — лишь одни из множества вариантов хобби.

Постоянное времяпровождение ребенка за определенной игрой, нездоровый азарт служат поводом для серьезной тревоги. Это заболевание. Здесь лучше обратиться к психотерапевту, так как это похоже на начало настоящей игромании.—

Хорошим средством против игровой зависимости служат также иные виды развлечений, но тут тоже важно понять – это должно интересовать детей и не может заменить советы психолога.

Один мудрый человек сказал: «Нет ни хороших вещей, ни плохих – наше мышление делает их такими». От нашего отношения к компьютеру и остальным гаджетам будет зависеть – принесут они нам и нашим детям благо или вред.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector