Интернет зависимость подростков
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Интернет зависимость подростков

Интернет-зависимость в подростковом возрасте

Стадии развития подростковой интернет зависимости

Зависимость подростков от интернета имеет несколько первопричин и выражается в разнообразных формах. Рассмотрим их более подробно.

По количеству времени, которое подросток проводит за компьютером, различают три стадии развития интернет зависимости:

  • для первой стадии характерно изучение человеком возможностей интернета и подстраивание их под свои интересы и потребности. Тем самым подросток восполняет нехватку какой-либо информации либо внимания с помощью интернета.
  • на втором этапе время, проведенное перед экраном компьютера, неуклонно возрастает, сферы использования интернета также расширяются: игры, тематический контент, поиск знакомых и новых друзей в интернете — все это становится для подростка одним из единственных источников информации и общения. Он полностью отвергает реальный мир и реальное общение в пользу интернета и виртуальной реальности.
  • третья стадия зависимости видна невооруженным глазом уже не только ближайшему окружению, но и посторонним людям — подросток проводит все свое время в сети, на любые попытки ограничить время, проводимое в интернете наступает агрессивная реакция. Эта стадия является хронической стадией зависимости.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причины возникновения интернет зависимости у подростков

Причины возникновения интернет зависимости у подростков чаще всего носят психологический характер и зависят от психологических особенностей и склонностей личности подростка.

Кто — то легко попадает в зависимость от различных интернет игр, для кого — то важным является анонимность общения в сети, в любом случае данные причины формируются с высокой скоростью и зависят от возрастных изменений и особенностей процесса формирования психики.

Еще одной причиной формирования подобной зависимости выступает педагогическая запущенность детей и отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей. Попустительский или наоборот слишком авторитарный стиль воспитания, неумение родителей применять психологические и педагогические знания в процессе воспитания, отсутствие индивидуально внимания и подхода.

Основные признаки интернет зависимости у подростков

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Интернет зависимость находит свое выражение в проявлении следующих признаков:

  • подросток испытывает ощущение эйфории в момент нахождения в сети, при отсутствии возможности зайти в интернет наблюдается полная апатия к окружающему миру;
  • подросток практически перестает выходить на улицу, в социум;
  • подросток прекращает всякое общение с друзьями и знакомыми в реальной жизни;
  • все разговоры сводятся к обсуждению интернет технологий, сайтов и компьютерной тематике;
  • происходит нарушение режима дня, сна и отдыха, приема пищи, гигиенических процедур;
  • наблюдается стойкая тенденция к снижению двигательной активности;
  • возникают трудности с обучением из-за неуспеваемости и невнимательности, полного отсутствия интереса к процессу обучения.

При попытках указать подростку на изменения, происходящие в его жизни, на его зависимость от интернета идет процесс полного отрицания и агрессия в сторону говорящего.

Последствия развития интернет зависимости у подростков

Зависимость от компьютерных технологий интернета не возникает на пустом месте и далеко не каждый человек ей подвержен. Существуют определенные факторы, которые провоцируют ее наступление:

  • семейные проблемы и напряженный психологический климат в семье;
  • трудности при построении общения со сверстниками;
  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей.

Уходя в виртуальную реальность, подросток стремится к отвлечению от проблем реальной жизни и поиску себя в интернет пространстве.

Последствия интернет-зависимости достаточно тяжелые и требующие длительной и планомерной психологической рабаты с подростком. Они выражаются в следующих психологических проявлениях:

  • полный отказ от активного образа жизни и живого общения с окружающими людьми;
  • потеря интереса к событиям жизни вокруг;
  • снижение аппетита и нарушение сна;
  • возникновение эмоциональной нестабильности;
  • чередование эмоциональных подъемов и резких спадов;
  • агрессия при принудительном отключении компьютера и интернета.

Профилактика интернет зависимости

Всем известно, что проблему проще предупредить, чем потом исправлять последствия. Существует ряд определенных правил и действий, которые способны уберечь подростка от появления интернет зависимости.

  1. Необходимо уделять как можно больше времени общению между ребенком и родителями.
  2. Родители должны знать и самое главное поддерживать имеющиеся у ребенка хобби и увлечения.
  3. Если ребенок не способен самостоятельно определится, как ему проводить свое свободное время родители могут помочь ему с выбором занятий по душе.
  4. Родители должны свои примером показывать ребенку насколько окружающий мир интересен и многогранен.
  5. Прививать ребенку правила и номы здорового образа жизни и самим являться примером для подростка.

Интернет прочно вошел в жизнь человека и полностью ограничить его использование очень сложно, однако можно его систематизировать и сократить время в сети. Для того, чтобы снизить тягу к компьютерным технологиям и интернету можно использовать следующие способы:

  • заниматься различными физическими упражнениями;
  • устраивать дни отдыха от интернета и компьютера – «офлайн» выходные;
  • чаще путешествовать и знакомиться с новыми людьми, это помогает наполнять себя новыми эмоциями и впечатлениями, чувствовать вкус к жизни;
  • уделять больше внимания учебе и самообразованию. Помочь ребенку подобрать наиболее интересующие его книги, устраивать вечера совместного чтения и делиться своими впечатлениями от прочитанного.

В современном мире интернет является одним из основных источников информации. Самое главное пользоваться этой информацией по назначению и не стать заложником виртуальной реальности, потеряв интерес к реальной жизни.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Дата публикации: 24.11.2014 2014-11-24

Статья просмотрена: 15236 раз

Библиографическое описание:

Репина, М. А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М. А. Репина, А. Ф. Федоров. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 662-664. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13878/ (дата обращения: 13.04.2020).

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые связанны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос об абсолютных различиях в способах «ухода» из реальной жизни в мир виртуальный путем изменения состояния сознания человека.

Исследователи приводят различные критерии, характерные данному понятию. Наиболее полноценную систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно определить Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.

Причины возникновения такой интернет — зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями. [3]

Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-важные для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка [4].

Читать еще:  Созависимые отношения это

Чувство постоянной нужды к пользованию интернетом может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим некоторые из них.

1. Хакерство. Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

2. Игровая деятельность. Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами. Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.

3. Коммуникативная деятельность в Интернете. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [2].

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности подростка, преобразования деятельности, опосредствованной взаимодействием с Интернетом. Для В. Л. Малыгина, Н. С. Хомерики и Е. А. Смирновой факторы риска формирования «интернет-зависимости» связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Практическое исследование проводилось в городе Владимире в СОШ № 40 среди подростков 14–15 лет, учащихся в 8б и 8д классах. Выборка составила 47 человек.

Первой используемой нами методикой стал модифицированный тест-опросник Кимберли Янг, переведённый на русский язык и адаптированный В. Лоскутовой. Сам тест содержит 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов на каждый из них (рис. 1). Он направлен на выявление «интернет-зависимости» и определение её степени. Мы выбрали эту методику, так как полагаемся на опыт доктора Янг, которая на протяжении многих лет занимается данной проблемой.

На основании результатов, полученных по методике К. Янг, можно увидеть, что всего лишь 4 % опрошенных подростков не имеют «интернет-зависимости». Следовательно, можно сделать выводы о том, что:

1. Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам.

2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

3. Лица, имеющие низкую степень интернет-зависимости и лица, не подверженные ей вовсе, составляют всего 20 % от общего числа опрошенных.

Следующая методика — «Тест на выявление интернет-зависимости среди подростков» С. А. Кулакова, составленный им в 2004 году и позволяющий определить наличие интернет-зависимости у подростка и выявить причины её появления. Он включает в себя так же 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов. появления (рис. 2). Данная методика показалась нам наиболее современной, с новыми отредактированными вопросами, которые облегчают подростку понимание вопроса.

По интерпретации результатов, полученных с помощью методики «Тест на выявление интернет-зависимости среди подростков» С. А. Кулакова можно говорить о том, что:

1. Многие ученики имеют домашний компьютер с выходом в интернет.

2. Преимущественно компьютер используют для развлечения — 35 %, для учебы — 20 % опрошенных.

3. 79 % старшеклассников не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье.

4. У 86 % подростков наблюдается синдром «интернет-зависимости».

5. 87 % «зависимых» подростков отрицают свою «зависимость», объясняя это отсутствием увлечений;

6. Подростки с синдромом интернет-зависимости, согласные с результатами теста, не считают необходимостью сокращать своё времяпрепровождение в интернете.

По проведённой методике «Анкете идентификации интернет зависимости» В. А. Буровой, можно сказать следующие выводы:

1. Уровень интернет-зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %).

2. У 25 % подростков, посещающих клубы по интересам и секции низкий уровень игровой зависимости.

3. Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями.

Исходя из полученных выводов, можно говорить о том, что на современном этапе подросток основную часть своего свободного времени предоставлен себе; сам выбирает как, где и с кем ему удобно провести время. И зачастую этот выбор падает на Интернет, что, как мы уже выяснили, приводит к появлению синдрома «Интернет-зависимости».

1. Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с. –ISBN 958–75–5849–576

2. Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948

3. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с. — ISBN 5–347–83–924

4. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с. –ISBN 9876–5-685–78694

Интернет зависимость у подростков

Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Признаки интернет зависимости у подростков

Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

  • ощущение эйфории в период нахождения в сети, а в момент отдыха от компьютерного общения тинейджер испытывает апатию к окружению;
  • человек перестает выходить на улицу;
  • подросток не встречается с друзьями, теряет контакты со всеми знакомыми людьми в реальной жизни;
  • постоянно ведет разговоры об интернет технологиях, о сайтах, которые он посетил;
  • потеря режима жизни, времени;
  • снижение двигательной активности;
  • проблемы в учебном заведении из-за невнимательности и неуспеваемости.
Читать еще:  Эффективные антидепрессанты при депрессии

Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

К сведению:

Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Профилактика интернет зависимости

Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня – один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Что такое интернет зависимость у детей и подростков, как с ней бороться

Интернет зависимость – наиболее современная и молодая зависимость из всех имеющихся на данный момент. Это вполне объяснимо, так как она появилась сравнительно недавно, в девяностые годы прошлого столетия, параллельно с возникновением компьютеров и интернета. Сущность такой зависимости (научное название ‒ аддикция, болезненное влечение), заключается в том, что у человека вырабатывается устойчивое поведение, связанное с навязчивым желанием быть постоянно в сети. Печально то, что число зависимых от интернета людей постоянно пополняется. По данным психологических исследований на сегодняшний день более десяти процентов пользователей социальных сетей по всему миру являются интернет зависимыми.

Каковы причины появления интернет зависимости у детей и подростков?

Среди тех, кого включают в интернет зависимую группу, наибольшую тревогу вызывают дети и подростки, так как они в связи с неустойчивой психикой максимально подвержены подобному расстройству. Такое поведение ребятишек, в частности, оправдывается тем, что они любопытны по своей природе и стараются получить как можно больше знаний об окружающем мире из различных источников. Зачастую к интернет зависимости подталкивают причины, виновниками которых становятся сами взрослые:

  • своим поведением,
  • отношением к окружающему миру,
  • одобрением или порицанием каких-либо поступков,
  • нежеланием общаться, играть с ребенком,
  • неумением передавать детям знания о жизни.

Все эти причины заставляет ребятишек искать новую информацию или получать необходимое общение в социальных сетях. Очень часто такой поиск становится навязчивой идеей, на ее почве появляется зависимость. Психологи также обращают внимание на тот факт, что интернет зависимость у подростков может свидетельствовать о присутствии психологических проблем:

  • нереализованности среди сверстников,
  • непростых взаимоотношений с родителями,
  • трудностей в учебе.

Не справившись самостоятельно с проблемами, ребенок уходит в увлекательную виртуальную жизнь, где он умен, общителен, удачлив. Если малышей родители могут контролировать и даже изолировать от компьютера, то беспокойство специалистов вызывают именно дети подросткового возраста. Поэтому психологи призывают взрослых внимательно относиться к проявлению определенных симптомов в поведении подростков.

Что должны знать родители о возникновении аддикции у детей?

Важно: не упустить тот момент, когда простой интерес детей к компьютерной игре или необходимое пользование интернетом для учебы сменяется нездоровым влечением к пребыванию в социальных сетях, то есть аддикцией.

Чтобы этого не случилось, нужно постоянно наблюдать за своим ребенком и определять, нет ли у него интернет зависимости, ее признаков. Конечно, тотальный контроль или запрет оттолкнет или озлобит подростка. Родителям нужно проявить разумное отношение к пребыванию детей в виртуальном мире, их должно насторожить, если у подростка проявляются следующие симптомы:

  • утрачивается чувство времени, т.е. он не контролирует процесс пребывания в сети: может очень долго играть, с трудом переключаясь на другой вид деятельности;
  • постепенно теряется интерес к классическим подростковым занятиям (спортом, чтением, туризмом, музыкой);
  • самоустраняется от реальной жизни, общения со сверстниками, родственниками;
  • становится раздражителен, когда компьютер по каким-либо причинам становится недоступен, и принимает этот факт, как вселенскую трагедию;
  • появляется очень высокая конфликтность с окружающими или наоборот отстраненность от общения;
  • ухудшается самочувствие, проявляющееся в повышенной тревожности, кошмарных снах, хронической усталости, нарушении осанки, ухудшении зрения.

Психологи подчеркивают, если поведение ребёнка адекватно, он весел и общителен, с интересом занимается любимым делом, успевает в школе, то причин для беспокойства нет. Интернет нельзя совсем исключать из жизни школьника, так как полезную информацию иногда можно получить именно там.

Кроме непосредственного наблюдения за подростком существуют определенные тесты — опросники, которые помогут родителям диагностировать симптомы нежелательного поведения детей.

Тесты для диагностики интернет зависимости и ее признаков

Опросники просты и доступны в домашнем использовании. Вот, например, как выглядит один из тестов, разработанных психологами для наблюдения за детьми. С его помощью родителям предлагается оценить поведение школьника:

  1. Ежедневно много времени уделяет компьютеру (более шести часов в неделю);
  2. Теряет контроль над временем, когда садится за компьютер;
  3. Не прекращает виртуального общения, пока не завершит игру или общение;
  4. Питается возле монитора, не обращает внимания на гигиену;
  5. Отвергает утверждение взрослых, что слишком много времени находится за компьютером;
  6. Неадекватно реагирует на просьбу выключить компьютер (скандалит, плачет, обижается);
  7. Очень гордится достижениями в играх и заявляет о них всем окружающим;
  8. Не занимается уроками, пропуская мимо ушей замечания взрослых по поводу школьных обязанностей;
  9. Сильно раздражается и даже впадает в истерику, когда происходят неполадки с компьютером;
  10. В отсутствии дома взрослых, все время проводит в интернете.

При положительных ответах на пять вопросов теста можно говорить о интернет зависимости ребенка.

Этапы и формы проявления аддикции

Родители должны знать о существующих разновидностях интернет зависимости в подростковом возрасте и этапах ее прохождения. Аддикция, привыкание, имеет несколько стадий, и в родительских силах вовремя заметить, остановить ее развитие. Итак, существуют следующие этапы:

  1. Легкая увлеченность, когда ребенок получает чувство удовольствия от игры. Взрослые не придают значения такому моменту, наоборот, зачастую поощряют детей, думая, что они интеллектуально развиваются.
  2. Увлечение онлайн — игрой становится болезненной потребностью, принимает систематичность и постоянство.
  3. Появляются негативные мысли, тревожное состояние, истеричность, неудовлетворенность в общении, учебе, если подросток проводит какое-то время без виртуального пространства.
Читать еще:  Наркозависимость ее формы и проявления

Исследователи на основе интернет зависимых симптомов и признаков определили основные формы аддикции, три из которых наиболее свойственны детям:

  1. Игровые зависимости, которые заключаются в пристрастии к онлайн – играм.
  2. Ярко выраженная потребность в соцсетях, где подросток ищет виртуальные знакомства и онлайн – общение.
  3. Хаотичный веб – серфинг, когда подросток просто бесцельно переходит с одного сайта на другой и не может остановиться, хотя при вопросе: что он ищет, ответить ничего вразумительного не может.

Рекомендации для родителей по устранению интернет зависимости в подростковом возрасте

Каждый специалист скажет, что лучше не допустить какого-либо заболевания, чем потом героически бороться с ним на протяжении многих лет. Вот такая же позиция должна быть и в преодолении компьютерной аддикции. Здоровый образ жизни семьи и положительные увлечения спортом, музыкой, туризмом, театром, филателией заложат в маленьких детях устойчивый противовес всяким негативным пристрастиям, не дадут появиться причинам интернет зависимости. Но если родители подозревают, что у их чада проявились интернет зависимые признаки, надо немедленно браться за дело, так как в случае тяжелой формы затягивания интернетом помочь сможет только психотерапевт. Чтобы самим повлиять на своего ребенка, родителям нужно знать основные приемы работы с подростком.

Важно: родители должны помнить, что тотальными мерами ничего не добьешься. Необходима каждодневная терпеливая работа по преодолению болезненного влечения детей к интернету.

Основные средства профилактики и исправления аддиктивного поведения

Пример авторитетных взрослых

Родители должны понимать, что для ребёнка важен их пример и авторитет. Поэтому целесообразно изменить образ жизни семьи так, чтобы в нем не было места интернет зависимости. Главное, самим как можно реже находиться в виртуальном пространстве.

Профилактика зависимости

Малышей лучше не привлекать к компьютерным играм вообще. Полезнее будет заполнение их досуга играми по возрасту: подвижными, сюжетными, настольными. А для этого родители сами должны быть ими увлечены, нацелены на приобретение интересных увлекательных игрушек.

В дошкольном возрасте, разрешая ребенку поиграть вместе с родителем в компьютерную игру, четко обговорить с ним время пользования интернетом (до 20 минут) и ни в коем случае не менять это условие. Тогда у ребенка закрепляется грамотное «компьютерное» поведение.

Специалисты не рекомендуют располагать компьютер в детской комнате. Лучше, если он будет находиться в общей комнате, чтобы было легче контролировать его использование.

Приучение к правильному пользованию интернетом

При переходе в школу приучать ребенка пользоваться интернетом только в случае необходимости, например, найти важную статью для уроков, узнать расписание кружков.

На первых порах организовать совместное пользование компьютером, объясняя школьнику, как важно дозировать время пребывания в интернете.

С малолетства приучать ребенка относиться к гаджетам как к необходимым и полезным помощникам, но не главным вещам в жизни, например, чтобы приобрести новые знания, срочно связаться с кем-то удаленно, получить новую информацию о курсах, освоить необходимые навыки в каком-либо деле.

Общение с подростком — важное средство в борьбе с зависимостью

С подростком обязательно искать общий язык, чтобы совместно обсуждать его пребывание в социальных сетях. Искренне интересоваться его интернет увлечениями, общением на сайтах.

Обязательно организовывать так досуг школьника, чтобы у него не было времени и возможности надолго уходить в виртуальное пространство. В этом могут помочь семейные увлечения театром, туризмом, путешествиями.

Уважаемые родители! Следует серьезно отнестись к такой важной проблеме, как зависимость от интернета. Не оставляйте своего ребенка один на один с виртуальной паутиной. Если такая проблема уже возникла в вашей семье, приложите все усилия, чтобы помочь подростку вернуться к реальной жизни. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

Статистика интернет-зависимости у российских подростков

Для любой семьи уход ребенка в виртуальный мир является трагедией. Причем часто виновны сами родители. Они дают ребенку смартфон или планшет, чтобы он не мешал им заниматься своими делами. Таким образом, у детей при непосредственном участии родителей формируется привычка развлекать себя с помощью компьютерных игр. Подобные увлечения впоследствии приводят к возникновению стойкой зависимости.

В 2010 году интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, в 2015 году – 78 млн человек, в 2017 году – 87 млн человек (73% населения), к середине 2018 года – более 90 млн человек (81% населения). Такой прирост неизбежно ведет к увеличению численности интернет-зависимых. ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью.

Самым опасным является подростковый период. На нестабильный гормональный фон накладывается нехватка внимания родителей, неуверенность в себе, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой. Подростки начинают уходить в виртуальный мир.

Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются. Они практически живут в виртуальной реальности.

Пребывание в Интернете у подростков не ограничивается играми. Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки, загрузке фотографий, общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.д.). Их количество увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты различны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки.

Статистика интернет-зависимости у российских подростков позволяет определить количество времени, проведенного в сети за день. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). К 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сети.

Социальные сети стали настоящим стихийным бедствием. Их популярность в сочетании с отсутствием жизненного опыта и попыткой самоутвердиться неизбежно ведет к возникновению зависимости.

Последствия жизни подростков в соцсетях:

  • отсутствие навыков жизни в реальном мире;
  • снижение способности рассуждать логически, критически оценивать информацию;
  • неадекватное поведение, непредсказуемые эмоции, нетерпимость, агрессия;
  • попытки суицида из-за несовпадения жизни в сети с реальностью.

Статистика зависимости от социальных сетей позволяет определить количество времени проведенного онлайн. Ниже представлены результаты опросов учеников 7–11 классов:

По результатам социологических исследований:

  • 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8–9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
  • Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
  • Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне (в Европе только 8% детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности).
  • Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
  • Примерно треть вредоносного ПО, существующего в настоящее время, создана детьми и подростками. Дети начинают интересоваться разработкой кодов, столкнувшись с проблемами во время игр онлайн.

Имеется связь между наличием хобби и интернет-зависимостью:

  • среди независимых и слабозависимых пользователей имеют хобби 100%;
  • среди абсолютно зависимых пользователей – только 28,6% (причем, для них хобби и проведение времени в Интернете тождественны).

Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет-зависимостью:

  • 100% независимых всегда планируют время;
  • среди слабозависимых таких 40%;
  • среднезависимых – 30%;
  • сильнозависимых – 3%;
  • у абсолютно зависимых это значение равно нулю.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями, эмоциями и энергией, они обращаются к компьютеру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector